#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 28 перевернутое отношение: вначале должны быть истории (изображение судьбы), а потом формы, – это они имеют вспомогательное значение. И, надо заметить, не только в изобразительном искусстве, но и в дизайне. Но помимо внешних общественных установок существуют также психологические и технические препятствия для установления правильных отношений с самого начала обучения. Так, например, проблемы аналитического подхода при обучении письму в американской школе достаточно очевидны. Но в рисовании это сложнее. Одно дело написать слово «кот» из трех элементов и совсем другое – узнаваемо изобразить кота. Сколько там потребуется графических элементов и каких? А сколько разных ракурсов и движений? А еще, согласно требованию соответствия натуре, это все должно быть изображено объемно и в пространстве, построенном по законам перспективы. Аугсбург нашел частичное решение этой проблемы, обойдя и перспективу, и анатомию. Первоначально рисунок строился на основе всего одной 2d-формы – круга. И к нему добавлялось некоторое количество линий и форм, которые никак не объяснялись, но делали фигурку узнаваемой. Это похоже на ситуацию со словом «кот», в котором отчетливо выписана только центральная буква «о», а остальные – как получится. Такие издержки аналитического подхода в обучении письму компенсировались дальнейшим уточнением и выправлением очертаний букв «к» и «т», но в рисовании такого не предусмотрено. В следующем своем пособии для детей среднего школьного возраста Аугсбург после кратких объяснений по картинкам предлагает рисовать кошек с натуры, то есть в пространстве, в перспективе. Следует пояснить, что кот приведен здесь не как пример физического или биологического объекта, а как персонаж истории или сказки, как своего рода заменитель человека. Разумеется, с изображением человека проблем еще больше. Но для изображения персонажа совсем не обязательна ни перспектива, ни анатомия. Пропорции важны, но только для удобства построения, а не для сопоставления с конкретным натурщиком и не для соответствия какому-либо канону. Как свидетельствует история искусства Древнего мира, содержательные сцены можно создавать из фигур, представляющих собой относительно несложные плоские конструкции [5, с. 56]. И в таких условиях аналитический подход в методике вполне может работать. Начинать действительно можно с рассказывания историй и построения сцен из готовых, заранее собранных фигур. И только после этого переходить к разбору того, из каких 2d-форм они сконструированы. И еще один важный момент – соотношение линий и 2d-форм в изображении. Технически в процессе рисования мелом на школьной доске, а также карандашом в тетради как линии, так и 2d-формы изображаются линиями. В этом случае линии и формы неразличимы. В упражнениях Аугсбурга по замене и изменению линий на самом деле изменялись формы. Очевидно, что базовыми элементами должны быть именно 2d-формы, являющиеся условным изображением объемных форм, которые никаких контуров не имеют. Аугсбург использовал на занятиях набор из 75 разных форм, вырезанных из картона. Но и здесь есть две проблемы. Во-первых, для конструирования иконические формы не совсем подходят. Это примерно то же, что составление из нескольких слов одного слова с собственным значением. То есть отвлеченные формы подобны буквам, а иконические – уже словам. Вторая проблема – соединение плоских форм. Соединять методом примыкания можно только формы с прямыми краями: прямоугольники, треугольники, трапеции и т. п. Формы с дугообразными краями невозможно собрать в общий силуэт ни между собой, ни с многоугольными формами [4, с. 52]. Методом наложения можно соединять между собой любые формы, но такие соединения должны быть заранее продуманы и обоснованы. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=