#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 27 И если объемно-конструктивный подход ближе к черчению и проектированию, то рисованием с натуры в полном смысле слова можно признать только плоскостно- живописный подход . В рамках этого подхода изображаемый объект нужно представить как бы уже нарисованным, спроецированным на плоскость и состоящим из плоских пятен разного цвета или тона. И при такой настройке восприятия уже можно копировать что угодно, в том числе и выполнять рисунки с неподвижно позирующих натурщиков. Но привлечь к такому кропотливому рисованию младших школьников не представляется возможным. Ближе всего к методике Аугсбурга третий, условно-графический подход . В этом случае нет большой разницы, имеется перед глазами художника модель, или он рисует по памяти, по воображению. Такой художник, по словам Радлова, рисует не то, что видит, а то, что знает. И это, кстати, имеет ключевое педагогическое значение, – ребенку нужно знать и понимать, что он рисует. Нужны не хаотические наблюдения, а работа с подготовленным материалом, со стабильным и хорошо организованным кругом знаков, обозначаемых и значений. Термин «изобразительный язык» у предшественников и последователей Аугсбурга имел, скорее, метафорический смысл, но он сам пытался придать ему действительную жизнь. То есть он начал создание и реализацию четвертой методической системы обучения рисованию, которую можно было бы назвать знаково-конструктивной. Но почему же тогда Аугсбург неоднократно и настойчиво напоминает в своем пособии о рисовании с натуры? Во-первых, объемная модель – это средство проверки и подтверждения тех 3d- схем, которые дает учитель. Во-вторых, целенаправленное наблюдение за окружающим миром позволяет отыскивать в нем примеры объемных тел и плоских фигур, осваивая и дополняя язык форм и конструкций. В-третьих, это просто веление времени. Это была эпоха бурного развития фотографии, эпоха формирования реалистического стиля, а затем – импрессионизма. Фиксация зрительных впечатлений была актуальнее языка форм. И необходимо было утверждать новый путь, подчеркивая его отличие от устаревших методик – копировальной и геометральной. Заключение Аугсбург преобразовал и синтезировал копировальную и геометральную методику при помощи четырех знаковых систем: устной речи, 3d-форм, 2d-форм и письменной речи. В результате сложилась простая, динамичная и очень насыщенная методика обучения рисованию. Нельзя, разумеется, утверждать, что он изобрел всемирный изобразительный язык, так как живопись и графика изначально имели важные коммуникативные функции. Однако методика обучения изобразительному искусству длительное время была настроена на воспроизведение ремесленных приемов. Напомним, что в Древней Греции живопись не входила в число свободных искусств. И это отношение к художнику как к бессловесному мастеру в значительной мере сохраняется до сих пор. Даже сам термин «изобразительный язык» воспринимается парадоксальным образом как нечто обособленное: с одной стороны, понятное без слов, заменяющее словесную речь, а с другой стороны, таинственное и непостижимое, так как у каждого художника свой неповторимый язык. Методика Аугсбурга была направлена не на обособление, а на естественную и необходимую – и для обучения, и для культуры вообще – связь различных знаковых систем. Вместе с тем социальная установка на массовое обучение базовым дизайнерским навыкам, несмотря на видимую прогрессивность и предполагаемую общественную пользу, сильно ограничивала развитие методики рисования в знаково-конструктивном направлении. Аугсбург считал рассказывание историй и построение сцен вспомогательным приемом для обучения формам. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=