#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 26 он сам или кто-то другой произнесет слово «яблоко», то он сразу поймет, о чем речь. К тому же, вполне возможно, что первоклассник уже научился читать и писать это слово. Более того, на уроках по системе Аугсбурга он уже выучил все эти графические «склонения» – стебельком налево, стебельком направо – и легко и быстро рисует их контурами. Но ведь у этого, конкретного, а не символического яблока нет никаких контуров (рис. 12)! Рис. 12. Рисование с натуры Вот что по этому поводу пишет Аугсбург: «Быть может, это самый критический пункт для учащегося рисовать. Тут именно ученик наиболее склонен получить отвращение к работе. Рисование непосредственно с предмета кажется ребенку трудным, сухим и неинтересным по сравнению со срисовыванием изображений, сделанных учителем на доске. И, как результат малейшей ошибки учителя, является нелюбовь к рисованию у ребенка» [1, с. 10]. И он предлагает в таком затруднительном случае очевидный выход: учитель должен показать, как рисуется именно это яблоко, тогда ученик спокойно повторит вслед за ним это очертание. Но в таком случае уже нельзя утверждать, что ученик рисовал с натуры. А можно ли так сказать об учителе? Что он мог перенести на рисунок с реального яблока? Разве что характерные пропорции или асимметрию с определенной точки зрения. Но то же самое он мог бы описать словами или изобразить с помощью одного из шаблонных графических вариантов, то есть почти не глядя на «натуру». Н. Э. Радлов в книге «Рисование с натуры» выделяет три вида такой деятельности: 1) объемно-конструктивное рисование; 2) плоскостно-живописное; 3) условно-графическое [8, с. 10]. Объемно-конструктивное рисование соответствует геометральной методике. Аугсбург, как уже было показано, уделяет этой теме особое внимание. В идеале школьник, прошедший такое обучение, сумеет справиться с изображением множества разнообразных предметов окружающего мира. Однако все эти объекты играют в изобразительном искусстве вспомогательную роль, они подобны бутафории или декорациям в театре. Но как же построить действующих лиц? Сделать это в воображаемом пространстве – сложная задача не только для школьников младших классов, но и для профессионалов. Из такого положения есть два выхода: 1) вернуться назад, например, к таблицам Прейслера или Барга; 2) обратиться непосредственно к изображениюживой модели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=