#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 25 Рис. 11. Аугсбург. Изменение линий. Типы лица По этой же схеме организуется процесс сочинения при помощи форм. В итоге все эти упражнения формируют понимание своего рода изобразительной грамматики. Аугсбург, не называя прямо рисование языком, на практике делает все возможное, чтобы дети научились этим языком правильно пользоваться. В качестве сравнения: Фриц Кульман – более радикальный представитель натурального метода – многократно использует аналогию рисования и устной речи на страницах собственного пособия. Но при этом он не показывает никаких образцов и не рисует сам. Он убежден и настойчиво убеждает других, что все образцы уже есть – они в окружающей жизни. Кульман считает, что достаточно просто указать на объект изображения. Можно нарисовать листок, сорванный с дерева, прохожих за окном класса, нарисовать в музее чучело животного, просто пойти на улицу и нарисовать, что понравится [4, с. 23]. Разумеется, окружающая действительность не является учебником, – это даже не методологическая ошибка, это просто противоречит здравому смыслу. Однако эта идея в той или иной форме прижилась, так как в подобной ситуации от педагога требовалось меньше усилий, по сути, он сам вообще мог не уметь рисовать. Рисование с натуры Вернемся к уже описанному примеру в самом начале пособия Аугсбурга. Учитель превращает нарисованный на доске круг в яблоко, затем вместе с учениками производит ряд упражнений с ним. После этого учитель дает реальное яблоко в руку ученику и предлагает его нарисовать. Кажется, все логично. Для взрослого художника рисование с натуры – нечто очевидное. Но для ребенка это проблема. До этого он повторял движение руки вслед за учителем и проверял сходство своего рисунка в тетради с рисунком на доске. Здесь же ситуация совершенно иная. Нужно самостоятельно перевести трехмерный, осязаемый, цветной объект в белые линии на черной доске. Как это сделать? Чего хочет учитель, непонятно. Конечно, у ребенка в памяти хранится нечто вроде шаблона или алгоритма, позволяющего отличать яблоко от груши в реальности и отличать их в виде плоских пятен – на рисунках и фотографиях. И если

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=