#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 23 поэзией, говорил, что хотя средства у них различны, но цель одна: изображение состояния души и мысли человека. Какова же на самом деле связь между словом и изображением, и какой она может быть в учебнике рисования? Нельзя ли обойтись вообще без слов, если рисование само по себе – язык? Такие опыты были, и среди них есть очень известные – это академические таблицы Шарля Барга и книжка для детей Эдвина Лутца «Начни рисовать» [6, с. 6], которые переиздаются до сих пор. В пособии Аугсбурга словесное сопровождение играет важную роль. Часть текста адресована только учителям и напоминает короткие лекции. Другая часть предназначена для организации взаимодействия и общения учителей с учащимися. Она состоит из призывов к действиям, вопросов и таких заданий, которые автор называет задачами, диктантами и сочинениями. Аугсбург призывает учителей не говорить лишних слов, но каждый рисунок в его книге сопровождают слова, связанные с ним по существу. В итоге получается длинный ряд простых упражнений, в котором устная речь буквально сплетена с изобразительной. И здесь даже не две, а три знаковых системы сразу: слова, 3d- формы и 2d-формы. К этому еще и добавляются методические приемы, перенесенные из четвертой знаковой системы – письменной речи. То, что рисунок можно продиктовать, выясняется уже на первых занятиях: «нарисуйте яблоко стебельком налево, а теперь стебельком направо». Дальше 3d-формы выступают как базовые элементы. Дополняя их деталями, можно перейти от абстрактного к конкретному. Например, от прямоугольника – к коробке, домику, вагончику. Возникает множество образов, имеющих один и тот же общий элемент. Таким образом, 3d-форма усваивается как основа для изображения реальных вещей, а не как нечто отвлеченное. Этот процесс напоминает выше упоминавшийся аналитический подход «от слов – к буквам», когда пишется слово сразу целиком, но в нем выделяется одна хорошо изученная буква. Правда, Аугсбург все же начинает с изобразительных «букв», но очень быстро переходит к «словам» и затем работает именно с ними. Следующий шаг – комбинаторика изобразительных «слов», исследование возможностей их замены. Например, к одинаковым по виду стебелькам и чашелистикам можно добавить разные конфигурации и получить в одном случае малину, а в другом – помидор (рис. 9). Рис. 9. Аугсбург. Замена элементов Напомним также, что в аналитической методике обучения письму все начиналось с рассказывания историй. И оказывается, что у Аугсбурга они тоже есть, хотя и не в самом начале. Изобразительные намеки на сюжет возникают еще в упражнениях с шаром, а в письменном виде они появляются в разделе «Куб»: «Расскажите историю, как кролик забрался в коробку, спасаясь от собаки и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=