#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 21 дрессировщиком. При этом формирование навыков пространственного конструирования происходит незаметно. Что, например, представляет собой 3d- форма куба? Шесть граней, восемь углов, двенадцать ребер. И вот в результате занятий по системе Аугсбурга первоклассники строят эту конструкцию так, что все это еще и привязывается к точке схода [1, с. 45]. Рис. 7. Аугсбург. Куб в перспективе Вместе с тем, вряд ли можно утверждать, что школьники реально усваивали эти геометрические понятия. Первоклассник, скорее, воспринимал изучаемый материал как набор фокусов, которые он научился делать. Создавая пространственные иллюзии собственными руками, он постепенно начинал лучше воспринимать воображаемую глубину изобразительной плоскости. Но поскольку ученик осваивал приемы построения и связанный с ними ряд операций постепенно и с многочисленными повторениями, он уже о них не задумывался. Он создавал просто кубы, просто цилиндры, а точнее, коробки, домики, вагончики, крепостные стены. Работая фактически с 2d-формами и линиями, он переставал их замечать. Однако в итоге Аугсбург предлагает педагогу вернуть детей из этого иллюзорного мира в реальный и всерьез, по-взрослому, разобраться с линиями и плоскими формами. Классификация линий у Аугсбурга повторяет то, о чем писал еще Прейслер: линии делятся на прямые и кривые, те и другие могут быть вертикальными, горизонтальными и наклонными; кривая линия может быть двойной, то есть S- образной, она может быть выпуклой и вогнутой. Далее Аугсбург предлагает двадцать пять 2d-форм [1, с. 90]. Из них пять геометрических: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, эллипс. И еще двадцать иконических форм – таких, как «груша», «щит», «воронка», «полумесяц» и т. п. (рис. 8). Из этих форм затем составляются два типа объектов: разнообразные по форме вазы, кубки и бордюры (орнаменты в полосе). Это уже вполне дизайнерские упражнения, которые, с одной стороны, предполагают строгую и четкую комбинаторику по заданным образцам, а с другой – самостоятельное изобретение многочисленных новых, оригинальных конструкций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=