#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 19 случайное упущение. Он считает, что некоторые объяснения могут быть преждевременными, бесполезными и даже вредными. Но что можно сделать с шаром – он же выглядит со всех сторон одинаково? И Аугсбург показывает следующий методический «фокус»: одним дугообразным штрихом он дорисовывает наверху шара впадинку, а другим – стебелек. И шар превращается в яблоко. Вместо отвлеченного геометрического понятия возникает конкретный зрительный образ. Яблоки бывают большие и маленькие, не только круглые, но и вытянутые в высоту или ширину. Эти минимальные изменения открывают обширное поле деятельности. Можно нарисовать одно яблоко стебельком вверх, другое – вниз, а еще – стебельком налево или направо. Можно изменять их размеры и пропорции, составлять группы по два и по три яблока. Затем добавляется эффект пространственного наложения: одно яблоко впереди, второе за ним или два за ним и т.д. (рис. 4). Рис. 4. Аугсбург Д. Упражнения с яблоками После разнообразных упражнений такого типа учитель спрашивает: «Яблоко похоже на шар, а еще что похоже на шар?». Проще всего детям в результате ассоциации по смежности вспомнить разные фрукты, ягоды, овощи. И учитель их рисует. Но затем появляется нечто неожиданное: голова клоуна, воздушный шар, котенок, поджавший лапки, белочка, птичка. А что еще может быть? Так стимулируется четвертый пункт из психологического списка Аугсбурга – воображение [1, с. 11]. Учитель не должен объяснять, как рисовать белочку или птичку, он должен просто их нарисовать. И пока не имеет значения, насколько точно дети смогут это повторить. Тема занятия – «Шар». Но поскольку шар первоклассникам все же может наскучить, в запасе имеется еще более сильный эффект. Можно, оказывается, нарисовать белочку, сидящую на шаре, котенка, выглядывающего из-за шара, человечка с туловищем-шаром, подвижными проволочными руками и ногами. На сцене методического «цирка» появляются симпатичные персонажи, которые могут бегать, прыгать и прятаться (рис. 5).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=