#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 15 Little Prince" and the illustrations in children’s books by V. Suteyev are very reminiscent of the funny scenes with small animals and birds in the exercises from the Augsburg’s manual. Perhaps such associations are not accidental. There are three main methods of teaching drawing: copying, geometrical, and natural. Many people believe that Augsburg used the natural drawing method. In fact, he transformed and synthesized the copying and geometrical method using four sign systems: with the help of four sign systems: oral speech, 3d-forms, 2d-forms, and written speech. The result was a simple, dynamic and rich method of teaching drawing, which could be called sign-constructive. Keywords: American drawing instruction system, sign-constructive drawing technique, redrawing, constructive drawing, observation drawing. © Куприянов Н. И., 2023 © Kupriyanov N. I., 2023 Де Реско Лео Аугсбург – американский педагог, автор нескольких пособий по рисованию (1860–1922). Его методика очень своеобразна и вместе с тем связана с предшествовавшими поисками художников-педагогов разных стран, а также с преобладающими тенденциями в современной ему педагогике США. В данном случае мы будем анализировать методику Аугсбурга, опираясь главным образом на его пособие для учителей начальных школ «Рисование по американской системе», изданное на русском языке в 1905 г. Предпосылки создания методики Аугсбурга С технологической точки зрения любое изображение представляет собой систему пятен и линий на плоскости. Рисовать можно даже одними линиями – простым карандашом на бумаге или мелом на доске, то есть используя самые экономные и доступные средства. Методическая задача в этих рамках сводится к созданию условий для воспроизведения этих линий. Их можно, конечно, перевести механическим путем, но для свободного рисования по памяти и сочинения рисунков необходимо уметь воспроизводить контуры «на глаз». Отсюда происходит так называемый копировальный метод обучения рисованию. Своего рода итогом развития копировального метода является пособие Иоанна Прейслера «Краткое руководство к рисовальному художеству» в трех книгах, содержащее большое количество гравюр для копирования. В переводе на русский язык оно было издано в 1734 г. Все гравированные образцы первых двух книг выполнены одними контурами. И все они, кроме первого листа, посвящены изображению фигуры человека, точнее, фигур персонажей античной или библейской истории. Через сто лет в 1834 г. русский художник и педагог А. Сапожников издал «Полный курс рисования», построенный методически принципиально иначе. Это книга – образец нового для того времени геометрального метода. В методике Прейслера, которую можно было бы назвать не только копировальной, но и синтезирующей , изучение фигуры человека шло от деталей к целому. Сначала изучались очертания частей лица, головы в целом, затем – контуры частей фигуры, и наконец, фигура в целом в разных движениях (рис. 1). Однако копирующий эти контуры ученик не всегда осознавал, откуда они берутся, – сложная пространственная конструкция, которую они воспроизводят, далеко не очевидна. С другой стороны, у Прейслера представлены только отдельные фигуры, нет ни одной завершенной композиции, то есть сцены взаимодействия персонажей. Соответственно, вопрос, на что же направлены довольно серьезные усилия копирующего, также оставался не совсем проясненным [7, с. 10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=