#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 14 #Ученичество. 2023. Вып. 4. С. 14 ‒ 30. #Apprenticeship. 2023. Issue 4. P. 14 ‒ 30. Научная статья УДК 741.021 https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-4-14-30 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ПОСОБИИ Д. АУГСБУРГА 1905 ГОДА Аннотация: В 1905 году было издано в переводе на русский язык пособие Д. Аугсбурга «Рисование по американской системе». Американская методика обучения школьников после Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. привлекла внимание педагогов всего мира своим оригинальным подходом. Однако Аугсбург написал книгу, которая выделялась даже на общем фоне американской системы школьного обучения рисованию конца XIX – начала XX в. И хотя есть много общих черт в его работе и работах его современников и последователей, методика последних воспринимается скорее как сокращенные или адаптированные варианты исходной идеи. Появившийся впоследствии нарисованный барашек в ящике в «Маленьком принце» Экзюпери, а также иллюстрации в книжках для детей В. Сутеева очень напоминают забавные сцены с маленькими зверьками и птицами в упражнениях из пособия Аугсбурга. Возможно, такие ассоциации не случайны. Известны три основных метода обучения рисованию: копировальный, геометральный, натуральный. Считается, что Аугсбург придерживался натурального метода. На самом деле он преобразовал и синтезировал копировальный и геометральный метод при помощи четырех знаковых систем: устной речи, 3d-форм, 2d-форм и письменной речи. В результате сложилась простая, динамичная и очень насыщенная методика обучения рисованию, которую можно было бы назвать знаково-конструктивной. Ключевые слова: американская система обучения рисованию, знаково-конструктивная методика рисования, копирование рисунков, конструктивный рисунок, рисование с натуры. Scientific Article UDC 741.021 https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-4-14-30 FEATURES OF DRAWING INSTRUCT ION METHODOLOGY IN D. AUGSBURG'S MANUAL 1905 Abstract .: In 1905, a Russian translation of D. Augsburg's manual "Augsburg's Drawing appeared. The American method of teaching schoolchildren after the 1893 World's Columbian Exposition in Chicago attracted the attention of teachers around the world with its original approach. However, Augsburg wrote a book that stood out against the general background of the American school drawing instruction system of the late 19th and early 20th centuries. Despite the fact that there are many similarities in his work and in the works of his contemporaries and followers, the methods of the latter are shortform or adapted versions of the original idea. The drawn sheep in the box in Exupéry's "The Куприянов Николай Иванович кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Уфа, Россия animasfera@mail.ru Kupriyanov Nikolay Ivanovich PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor Akmulla Bashkir State Pedagogical University Ufa, Russia animasfera@mail.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=