#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 12 В том числе потому, что оба рисунка в букваре Истомина выполнены художниками, никогда не видевшими никого из представителей обезьяньего племени. Так ли важно, какое именно животное изображено и названо в учебнике? С точки зрения истории биологии, наверное, не очень. С позиций истории культуры – весьма. В данном случае слово – это «след», маркер, позволяющий увидеть механизм и путь культурного трансфера. Исследователи уже отмечали «родство» гравюр Леонтия Бунина с западным фигурными алфавитами позднего Средневековья [9, с. 295], особенно с итальянскими источниками: например, с «Азбукой» Джузеппе Мителли [10; 11]. Впрочем, «родство» не прямое, а опосредованное – через « несколько поколений», либо через обращение к общему более раннему источнику [10, с. 16, 40]. Теперь, пожалуй, можно говорить и о «родстве» букваря с итальянскими текстами. Особо подчеркнем, что эта связь тоже опосредованная: к примеру, ни в одном упомянутом нами латинском источнике не значится, что араната живет в Америке. Откуда эти сведения у Истомина? Оттуда, что и в «Книге Естествословной»? Таинственная араната не дается в руки. Но позволяет охотнику приблизится… Метнет ли стрелу обратно? Автор выражает глубочайшую признательность кандидату филологических наук, доценту Санкт-Петербургского государственного университета Ф.Н. Двинятину – без его помощи эта статья не могла бы состояться. Литература и источники 1. Белоброва О. А. Книга естествословная // Словарь книжников и книжности Древней Руси / РАН, ИРЛИ; ред.: Д. М. Буланин, А. А. Турилов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2. С. 168. 2. Белова О. В. Чудесные камни древнерусских рукописных сборников // Живая старина. 2016. № 3 (91). С. 12–16. 3. Белова О. В. Славянский бестиарий: словарь названий и символики / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения РАН. М.: Индрик, 2001. 318 с. 4. Брагоне М. К. Бестиарий в «Букваре» Кариона Истомина и воспитание царевича Алексея // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10, № 1. С. 116–131. 5. Извеков Д. Е. Букварная система обучения в исходе XVII и начале XVIII ст. // Семья и школа. 1872. № 4, кн. 2. С. 731–736. 6. Карион Истомин. Букварь славеноросийских писмен уставных и скорописных, греческих же латинских и полских, со образованми вещей, и со нравоучительными стихами. М., 1694. 44 л.: ил. 7. Карион Истомин. Лицевой букварь Кариона Истомина / [предисл. и коммент. Ивана Тарабрина]. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. [2], 83 с., 39 л. ил. Электрон. копия печ. изд. URL : https://vivaldi.nlr.ru/bx000006827/details . 8. Книга естествословная [Рукопись]. XVIII в. 107 л.; 4º // Российская национальная библиотека. Ф. 550 (Основное собрание рукописной книги) . Q.V.3. 9. Савельева М. Ю. Фигурные инициалы лицевых «Букварей» Кариона Истомина и западноевропейская традиция фигурных алфавитов: развлечение, обучение и воспитание // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. ст. Вып. 6 / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП- Принт, 2016. С. 288 – 298. 10. Шемшурин А. А. О гравированном и рукописных лицевых букварях Кариона Истомина. М.: О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1917. 50 с. : ил.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=