#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 10 Отметим, что, организуя «мир» букваря Истомина, размещая живые и неживые предметы друг относительно друга, художники, как правило, соблюдали принцип верх-низ: птицы – в небе (вверху), человек и млекопитающие – на земле (посередине), растения, земноводные, ползающие насекомые – в земле (внизу). Однако из этого правила имеется множество исключений, и определяющим фактором, очевидно, была компактность и эстетичность изображения. Итак, «на словах» Араната – в Америке, в видимом мире – на поверхности земли. Подчеркнем важное обстоятельство, на которое не обратили внимания исследователи-филологи и педагоги: орангутанги никогда не жили и не живут в Новом свете. Если араната «во Америке», то это не орангутанг. Но к то? И причем тут все-таки коза? Уже И. Тарабрин выявил и перечислил ряд источников, из которых Карион Истомин «черпал широкой рукой наименования различных предметов, нисколько не задумываясь над тем, действительно ли эти предметы существуют»: «Лексикон» Памвы Берынды, Азбуковник из собрания Н. С. Тихонравова, «Физиолог», Космографии и др. [7, с. 21]. Среди прочих Тарабрин высказал предположение, что то же самое животное описано в первой части «Книги Естествословной» [7, с. 51]. «Книга Естествословная» – компилятивный сборник начала XVIII в., близкий по жанру «Физиологу» и «Собранию от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита; содержит более 400 статей, объединенных в 9 разделов: «о зверях земных и морских», «о птицах воздушных», «о рыбах морских и речных», «о гадах, пресмыкающихся по земли», «о черепокожных», «о насекомых», «о чудах различных, обретающихся во вселенной», «о древесах», «о камениях многоценных»; памятник известен по отдельным спискам и до сих пор не опубликован [1, с. 168; 2, с. 15]. В экземпляре рукописи, принадлежащей Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), араната значится под номером 62: «Арантεос есть зверь или нεкое диво со главы яко пиθикъ руки и ноги яко ч е л о в е чи и малыя роги хвостъ яко зми протягаεтся. обрεтаεтся во амεрикε» [8, л. 23]. Похожий текст? Вполне. И вероятно, Истомин мог обращаться к протографу процитированного списка. Однако эта линия рассуждений не объясняет появления в букваре слова «коза». Дальнейший поиск привел нас к энциклопедии Джероламо Кардано (1501–1576) «О многообразии вещей»: « Aranata uerò ex genere cercopythecorum canis magnitudine, os, pedes & manus habet humanis similia, barbam hirci, uehementer clamat, gregale est animal, uenatorem deuita, ad quem dum sagittis petitur, remittit illas iaculatus» / Араната из рода обезьян, размером с собаку, имеет рот, ноги и руки, как у человека, козью бороду, яростно кричит, стадное животное, боится охотника, когда в него посылают стрелы, он отправляет их обратно» [12, p. 178].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=