#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2023. Issue 2 7 Сегодняшний этап социальных преобразований и политических вызовов ставит проблемы развития отечественного образования в ряд приоритетных государственных. Кроме того, значительный исследовательский интерес возникает у ученых в области проектирования и прогнозирования траекторий развития системы образования для формирования управленческих решений. Рефлексивное осмысление актуальных позиций современного образования и проектирование направлений развития образовательных систем является предметом многих исследований (В. А. Садовничий, Ж. И. Алферов, А. А. Федоров и др.). Справедливо замечено, что кризис в сферах образования и науки не является автономным, самостоятельным явлением, а связан с мировым кризисом, включающим в себя политическую, экономическую, демографическую компоненты. Очевидно, что эволюция образования связана с историческими периодом развития цивилизации, ценностными ориентирами функционирования общества, а также процессы развития образования основываются на фундаменте современной науки, инновационных процессах исследовательского поиска [5]. Анализ развития педагогического образования, форсайт-рефлексия сценарных линий системы образования представлены исследователями Мининского университета. В их работе система подготовки педагога определяется как открытое педагогическое образование будущего, модель которого включает в себя несколько элементов: «конвенцию поколений», цифровую педагогику, когнитивные технологии, новое разделение педагогического труда, персонально ориентированную программу в жизненном цикле обучения, сопровождение жизненного цикла профессии педагога в структуре регионального социально-педагогического кластера [6]. На сегодняшний день в системе педагогического образования проведена масштабная работа по формированию единого пространства профессиональной подготовки будущего учителя – на ценностном уровне, уровне содержания, инфраструктуры, оценки качества. Педагогические вузы в актуальных условиях являются инициаторами и проводниками прогрессивных изменений в образовании. Именно педагогические вузы обеспечивают фундаментальную профессиональную подготовку будущего учителя, объединяющую теоретическую, методическую, научную и практическую составляющие, развивают механизмы наставничества, воспитательную компоненту, обеспечивают процессы восполнения кадровых дефицитов системы образования [8]. Результаты исследования. Сегодняшний исторический этап развития отечественного педагогического образования требует ответа на вопросы: какие смыслы мы вкладываем в систему подготовки педагогов, что может обеспечить сохранение традиций педагогического образования, его соответствие актуальным вызовам и опережающий характер. В результате коллективного осмысления актуальной ситуации мы выделили пять ключевых идей, которые лежат в основе развития педагогического образования. 1. Духовность и ценностные основы образования. Очевидно, что образование имеет особую роль в развитии человеческого общества, это система формирования (привития) культуры, ценностей, норм и правил подрастающему поколению, т. е. будущим гражданам страны. Образование – это устойчивая система, обеспечивающая процессы принятия ценностных ориентиров в обществе, в связи с этим важная функция образования – это создание личностного ресурса в соответствии с ценностями и требованиями общества. Это наиважнейшая функция сохранения устойчивого социального развития, развития цивилизации. Таким образом, учительский корпус – это мировоззренческое ядро общества, передающее духовно-нравственные ориентиры молодежи, тем самым именно учитель проектирует будущий социальный фундамент страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=