#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2023. Issue 2 24 В соответствии с положениями Распоряжений Правительства РФ «Концепция подготовки педагогических кадров» [11] и «Общие принципы профессионального роста педагогов» [10] начиная с середины 2022 года по всей стране ведётся работа по обновлению образовательных программ [9] подготовки педагогических кадров и приведению их в соответствие с методическими рекомендациями «Ядра высшего педагогического образования» (далее – методические рекомендации) [8]. Данный процесс был обусловлен необходимостью совершенствования системы подготовки педагогических кадров, в том числе необходимостью создания эффективного инструментария диагностики сформированности конкретных компетенций [1; 4; 5]. В рамках этой работы на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработаны оценочные материалы для различных учебных предметов, входящих в структуру образовательных программ «Ядра ВПО», в том числе по дисциплине «Философия» (вошедшей в Социально-гуманитарный модуль учебного плана), отвечающей за формирование значимых универсальных компетенций [2; 3]. Рассмотрим подробнее методические аспекты подготовки указанных материалов. Учитывая универсальный характер философского знания, а также специфику педагогической деятельности на основе действующих ФГОС ВО 44.03.01 и 44.03.05 (устанавливающих требования к подготовке будущих педагогов) [6; 7], методических рекомендаций [8] в качестве базовых компетенций, формирующихся на основе дисциплины «Философия», в «Ядре ВПО» были определены: 1) УК-1, направленная на развитие способности осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач; 2) УК-5, направленная на развитие способности восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. В качестве учебной литературы для разработки заданий были выбраны следующие учебники: Спиркин А. Г. «Философия в 2 ч. Учебник для вузов» [13]; Скворцов А. А. «Этика: учебник и практикум для вузов» [12]. Оба учебника в настоящее время представлены на сайте издательства «Юрайт» (https://urait.ru/ ), которое является партнёром большинства вузов и предоставляет полные тексты книг в свободном доступе студентам и преподавателям. Более объёмный, ставший уже классическим учебник А. Г. Спиркина необходим при формировании указанных компетенций, касающихся основных разделов философского знания и истории философии. Освоение содержания данного учебника требуется при выполнении всех описанных ниже заданий. Учебник А. А. Скворцова по этике в достаточно понятной форме излагает содержание этического знания, что способствует формированию компетенции УК-5. Для проверки сформированности у студентов каждой из компетенций были разработаны по три комплекта заданий разного уровня сложности. Первый уровень сложности предполагает проверку знания и понимания студентами учебного материала; второй – проверку сформированности умений и навыков (в том числе когнитивных). Типовые задания для УК-1 были направлены на выявление сформированности следующих знаний, умений и навыков. 1. Тип задания «выбор одного ответа из предложенных», выявлял «умение осуществлять критический анализ информации, используя основы гносеологии» (уровень сложности 2). Пример задания:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=