#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2023. Issue 2 18 определения данного понятия нам наиболее близка позиция Т. Н. Захаровой и М. И. Андросовой, которые отмечают, что психологически безопасная образовательная среда предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека со стороны внешних и внутренних факторов и его стабильность, способность преодолевать такое воздействие собственными силами или с использованием помощи [5]. Этим был обусловлен выбор тем, которые вошли в программу курса повышения квалификации «Организация психологически безопасной образовательной среды», нацеленного на формирование психолого-педагогических компетенций у субъектов образовательного процесса, связанных с обеспечением психологической безопасности образовательной среды. Для реализации курса был разработан комплекс методических материалов, размещенных в системе электронного обучения MOODLE ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Апробацию данного курса повышения квалификации планируется провести в образовательных организациях Республики Беларусь с привлечением белорусских ученых в рамках подписанных договоров о сотрудничестве. В содержании курса отражены темы, ориентированные на заявленные методологические подходы и разработанную нами модель: тема 1. Сравнительный анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме психологической безопасности; тема 2. Проблема проектирования психологически безопасной образовательной среды; тема 3. Профилактика насилия и реализация психолого-педагогических условий здоровьесбережения как основа создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды; тема 4. Выявление и профилактика деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии; тема 5. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде; тема 6. Психологическая помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации; тема 7. Психологическая самопомощь с использованием техник когнитивно- поведенческой терапии. В модели психологической безопасности, разработанной нами, было выделено несколько уровней: личностный, уровень ближайшего окружения, уровень социальных институтов, выполняющих воспитывающую функцию, уровень страны, планетарный уровень. В качестве наиболее значимых маркеров нарушения психологической безопасности, которые проявляются на личностном уровне были определены следующие:  цинизм;  социальный пессимизм;  интолерантность;  антиинтрацепция;  подверженность давлению группы сверстников, слабость внутренних регуляторов поведения, готовность совершить правонарушение «за компанию» (конформизм);  деструктивностъ;  игнорирование законов и социальных норм поведения, убежденность в том, что ради дела можно переступить через принятые в обществе нормы поведения (нормативный нигилизм);  восприятие насилия как предпочитаемого способа достижения своих целей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=