#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2023. Issue 2 17 и психологов, необходимых для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. В качестве базовых методологических подходов при разработке заявленной проблематики мы определили системно-деятельностный, полисубъектный, контекстный, ценностно-смысловой. В ходе обсуждения теоретико-методологических основ новой концепции психологически безопасной образовательной среды на круглом столе белорусскими учеными был предложен в качестве эффективного методологического подхода – конвергентный, сущность которого заключается в сближении образовательных технологий, изучении действительности в реальном и цифровом форматах, синтезе предметного знания с опытом деятельности, выходящих за пределы учебных предметов [9]. Центральным понятием для определения категории психологически безопасной образовательной среды является понятие угрозы. Так, В. В. Бедрина и А. В. Личутин в своей статье дали такое определение безопасности: «Безопасность – это реальность, понимаемая на языке угроз (вызовов)» [3]. На заседании было отмечено, что понятие «угроза» в психолого-педагогических изданиях научной литературы связывается прежде всего с различными видами насилия над человеком и намерениями нанести ему психологический, физический, материальный или иной вред [2; 5; 6; 8]. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на период от 11 до 25 лет, что обусловливает необходимость своевременного проведения профилактической работы с детьми и молодежью. В этой связи при подготовке педагогического обеспечения психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь) нами был разработан комплекс методических материалов и рекомендаций по этой тематике и отражен в учебно- методическом пособии «Профилактика насилия в обществе и семье» по одноименной дисциплине, где акцент сделан на изучении следующих тем: тема 1. Понятие о насилии, его видах и формах проявления; тема 2. Насилие как одна из форм проявления агрессии; тема 3. Насилие как интерактивный процесс. обидчики и жертвы; тема 4. Домашнее насилие и его профилактика; тема 5. Насилие в образовательной среде и пути обеспечения ее психологической безопасности в условиях новых вызовов и угроз; тема 6. Насилие на работе и его профилактика; тема 7. Насилие в обществе и меры по его предотвращению; тема 8. Насилие в интернете и кибербезопасность; тема 9. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма как видов насилия в обществе. Все возможные угрозы, которые могут подстерегать современное подрастающее поколение, мы условно поделили на внутренние и внешние. Внутренние исходят из самой личности (низкая стрессоустойчивость, недостаточная жизнестойкость, не развитая осознанность, не сформированное критическое мышление, социально- безответственное поведение и пр.) и внешние, которые связаны с погруженностью ее в определенную природную, техногенную и социальную среду, включая интернет- среду. При формировании концептуальных основ нашей модели мы старались уйти от традиционного определения психологической безопасности как полной защищенности от всех опасностей и угроз, а рассматривали ее как динамическое состояние, связанное напрямую с субъектной позицией человека по отношению к тому или иному жизненному событию, ситуации, в которой он оказался, или которое только планирует создать. С позиции психологии это положение можно связать с преобладающим внешним или внутренним локусом контроля. С точки зрения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=