#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2023. Issue 2 13 Keywords: psychological safety, educational environment, new challenges and threats, international cooperation © Пазухина С. В., 2023 © Pazukhina (Pazuhina) S. V., 2023 Психологически безопасная образовательная среда является важным условием для нормального развития личности каждого обучающегося. В традиционных определениях понятие психологически безопасной образовательной среды связывается с полной защищенностью детей от любых вызовов и угроз [1; 7]. Однако в условиях трансформаций современного мира, который многие ученые характеризуются как BANI-мир (от англ. B – brittle – хрупкий; A – anxious – беспокойный; N – nonlinear – нелинейный; I – incomprehensible – непостижимый) [10], на наш взгляд, защититься от всех угроз невозможно. С одной стороны, угрозой для одного может быть то, что для другого угрозой не является (в силу того, что он чем-то не пользуется, куда-то не ходит, с кем-то не дружит, где-то в другом месте проживает, выполняет определенные правила и не нарушает иные, имеет адекватные способы самовыражения и т. д.); с другой стороны, стихийная социализация современного подрастающего поколения в мире Интернета со слабо контролируемым содержанием контента и недостаточно управляемыми механизмами его воздействия на сознание и поведение современных школьников тоже может нести за собой немало угроз. И в этом заключается основной вызов современности. Рассмотрим более подробно, с какими угрозами в образовательной среде может столкнуться любой из субъектов педагогического процесса. Проблема обсуждалась на V Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития», приуроченной к 85-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого, организованной 18–19 октября 2023 г. на факультете психологии. Соорганизаторами конференции выступили Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Белоруссия, Минск), Гродненский государственный университет им. Янки Купалы (Белоруссия, Гродно), Гродненский областной институт развития образования (Белоруссия, Гродно), Барановичский государственный университет (Белоруссия, Барановичи). Целью конференции было развитие регионального и международного научного сотрудничества между образовательными организациями Российской Федерации и Республики Беларусь, выявление актуальных проблем, обобщение и распространение опыта в области методологии, теории и практики проектирования психологически безопасной образовательной среды. Целевые установки конференции соответствовали задачам Десятилетия науки и технологий, в частности, в рамках конференции предполагалось следующее.  Привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, что было реализовано в форме подготовленных докладов и публикаций студентов, магистрантов, аспирантов, выступивших в том числе на пленарном и секционных заседаниях, участия в обсуждении актуальной проблематики в формате круглого стола; проведения молодыми учеными мастер-классов и семинара-практикума.  Содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны. Этому способствовали выделенные ниже тематические направления работы конференции. 1. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения психологической безопасности личности в современном образовательном пространстве. 2. Риски и ресурсы обеспечения психологической защищенности и информационной безопасности личности в условиях цифровизации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=