#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 60 Техника вырезания, особенно вырезания по границам уже склеенной конструкции, может первоначально вызывать у дошкольников трудности так же, как и техника построения сетки. Но если заранее подготовить и формы, и вырезанный общий силуэт конструкции, то детям останется только подбирать и приклеивать нужные формы. Второй момент отличия изобразительного описания от пошаговой инструкции состоит в отсутствии жесткой последовательности действий. Последовательность задается в общем виде, как в рассмотренном уже примере, указанием на центральный элемент, к которому должны примыкать все остальные. Кроме того, изобразительное описание не требует сопровождающих текст иллюстраций. Они даже будут мешать. В крайнем случае, их можно поместить отдельно, подобно ответам в конце задачника. Дети, уже получившие некоторый опыт конструирования и умеющие читать, могли бы постепенно научиться пользоваться изобразительными описаниями самостоятельно. Пределы точности описаний со временем и в зависимости от поставленных задач могут меняться. Продолжая аналогию с письменной речью, от изобразительного диктанта можно переходить к изобразительному изложению или сочинению. Выводы 1. Изобразительным текстом можно считать изображение, специальным образом структурированное в рамках конкретного стилевого диапазона. Речь при этом идет не о реконструкции исторических стилей, а об их современной интерпретации. 2. Структура изобразительного текста включает в себя три ступени организации: построение форм; построение конструкций из форм; построение композиций из конструкций. 3. Для разработки эффективных методик усвоения морфологии и грамматики изобразительного языка необходимо, чтобы формы и конструкции, по крайней мере на начальных стадиях, сохраняли осязаемость и подвижность. 4. Точное построение изобразительного текста является обязательным условием его полного словесного описания. Только так может быть осуществлен перевод из одной знаковой системы в другую. 5. Обратным переводом, своего рода чтением словесного описания является повторное построение изобразительных конструкций и композиций. Примерно так же, как чтением нот является исполнение музыки. 6. На основе точного словесного описания изобразительного текста теоретически возможной является разработка сокращенной изобразительной нотации. Литература 1. Алексеев П. К., Короткова А. Л., Трофимов В. А. Основы изобразительной грамоты. СПб.: НИУ ИТМО, 2011. 70 с. 2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: для занятий с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 176 с. 3. Куприянов Н. И. Проблемы дидактической графики в контексте пансофии Яна Амоса Коменского // Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании (XV Акмуллинские чтения) : материалы науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. Т. 1. С. 338– 341.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=