#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 59 Рис. 12. Фризовая композиция из однослойных конструкций «Детская площадка» Кажется, что гораздо быстрее нарисовать такую фигуру или композицию, чем описывать их словами. Еще быстрее – сфотографировать. Но дело в том, что при описании происходит не просто перевод из одной знаковой системы в другую, происходит тщательный разбор структуры изображения. При срисовывании и фотографировании такого разбора нет. Фотографии, а нередко и рисунки, выполненные с готового изображения, воспроизводят только его внешнюю «оболочку», теряется и способ соединения элементов конструкции, и логика ее внутренних слоев. Точное описание изображения и обратный перевод этого описания в рисунок обеспечивают практически полное понимание конструкции. А срисовывание и, тем более, фотографирование такого результата вовсе не гарантируют. И если вероятность понимания в данном простом примере все же достаточно велика, то с каждым шагом на пути усложнения конструкции и композиции в целом такая вероятность будет заметно снижаться. Но что делать с длиной точной записи? Трудно даже себе представить, сколько бумаги потребуется для описания детализированной многофигурной композиции. К счастью, любой язык устроен рекурсивным способом. Это означает, что отображаемые понятия часто повторяются и одни группы понятий как бы вложены в другие, более общие. Повторяющиеся в описании определения можно сократить до отдельных букв, цифр или условных знаков, вроде нот. Краткие обозначения можно подобрать и для небольшого количества исходных форм, и для повторяющихся одноуровневых и многоуровневых конструкций, и для видов и разновидностей композиции. В итоге сокращенная запись уже будет понятна не для всех, но это неизбежное свойство и нотной записи, и шахматной нотации, и математических или химических формул. Изобразительное описание в полном или сокращенном виде может быть полезным, в первую очередь для педагогов и родителей. Чем же оно отличается от обычной пошаговой инструкции? Во-первых, тем, что здесь ничего не говорится о технологии. Технология, безусловно, важна, но она может быть одинаковой для множества разных заданий. И наоборот, одно и то же задание может быть выполнено разными материалами и инструментами. Поэтому технологические подробности лучше изучать отдельно. И до начала занятий с детьми. Первые занятия могут проходить в виде демонстрации игровых ситуаций и сцен с уже готовыми плоскими игрушками. В этом случае технология не требуется, но описания разных вариантов композиционных построений будут кстати.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=