#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 51 геометрическими фигурами. Их назначение совсем другое. Например, геометрически квадрат – это правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равнымежду собой. С точки зрения визуальной, изобразительной, квадрат – нечто устойчивое, массивное. Прямоугольник – нечто вытянутое, треугольник – нечто заостренное и так далее. Дети, занимавшиеся по методике Монтессори, с помощью рамок и вкладышей осваивали технику создания форм, начиная примерно с 4 лет. Дальше они переходили к раскрашиванию готовых контурных рисунков или созданию собственных изображений, по своей сути сходных с научными иллюстрациями. Они рисовали орнаменты, растения, животных, дома [5, с. 34]. Осязаемость форм на начальном этапе давала свой результат: дети хорошо различали простые формы в жизни и на картинках, умели их воспроизводить. Приобретенные технические навыки побуждали их к изображению чего-то более сложного, но преимущественно предметного, внесюжетного. Для освоения изобразительного языка владение техникой воспроизведения форм совершенно необходимо, и в раннем возрасте это – большое достижение. Но этого недостаточно, нельзя надеяться, что дальше ребенок разберется сам. В рамках выбранного нами в качестве ориентира искусства Древнего мира есть два основных пути развития: орнаменты и сюжетные композиции. Ни тот, ни другой путь не предполагает задержки на стадии простых форм. А любая усложненная форма – это всегда конструкция. Орнаментальные конструкции – отдельная сложная тема. Впрочем, язык плоских форм и здесь остается тем же самым, и орнамент отличается от сюжетной композиции по некоторым признакам примерно так, как поэзия отличается от прозы. Для нас в данном случае важнее путь сюжетный, связанный в педагогике с чтением детских книжек и ролевой игрой. Кроме того, композиции такого рода очень напоминают ключевые моменты театрального спектакля. Для воображаемого спектакля нужны персонажи – фигуры людей, их нужно конструировать из простых форм, а из конструкций-персонажей составлять композиции-сцены. На начальных этапах обучения осязаемыми и подвижными должны оставаться не только формы, но и конструкции. Фиксация пятен на бумаге их обездвиживает и делает виртуальными – только зрительными. Следовательно, здесь больше подойдут формы, вырезанные из картона [2, с. 10, 23, 53]. Формы играют в изобразительном тексте роль существительных или корней слов в письменной речи. Закругления и вырезы . Из многоугольных форм можно строить вполне опознаваемые фигуры. Вместе с тем закругления и вырезы, выполняемые после сборки конструкции, придают формам дополнительную пластическую характеристику. Эти средства аналогичны окончаниям слов в письменной речи. Цвета . Если формы вырезаны из картона разного цвета, цвет помогает разделить общий силуэт на отдельные части. Например, лицо и руки персонажа могут быть одного цвета, а одежда – другого. С другой стороны, одежда может состоять из нескольких форм одного цвета, и это их объединяет. Эти функции разделения и объединения очень похожи на функции знаков препинания в письменности. Для усвоения этих функций достаточно немногих оттенков. В интересах ясного структурирования изобразительного текста набор оттенков должен быть определен заранее. Теоретически для этой цели достаточно четырех ахроматических тонов. Однако цвет имеет еще одно значение, а именно, он создает качественные характеристики. Этим он похож на прилагательные. Учитывая это, в шкале

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=