#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 5 #Ученичество. 2023. Вып. 1. С. 5 ‒ 12. #Apprenticeship. 2023. Issue 1. P. 5 ‒ 12. Научная статья УДК 176.1(94_44_ «653») https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-1-5-12 УЧЕБНИКИ НА БУДУЩЕЕ? ФРАНЦУЗСКИЕ МОРАЛИСТЫ XIV-XV ВВ. О ЛЮБВИ И ГРЕХЕ Аннотация. Позднесредневековые французские наставления, в том числе рассчитанные на детей, характеризуются большей сосредоточенностью на описании грехов и соответствующем предостережении от них, нежели на достойном поведении людей. Эта традиция, при всей своей неоднозначности (с точки зрения нашего современника), вызывает еще больше вопросов, когда авторы заводят речь о любви и гендерных отношениях, обращаясь к собственным маленьким детям. Было ли узнавание неприглядной «изнанки» отношений мужчин и женщин в раннем детстве нормой? Предпочитали ли родители, чтобы дети узнали «плохое» скорее от них и были заранее вооружены от греха, чем оказались бы неопытными перед лицом опасности? Был ли у авторов расчет на привлечение к своим трудам широкой публики за счет яркого описания греха (поскольку описания добродетелей скучны)? Не было ли это личным наболевшим вопросом авторов? В работе предпринимается попытка посмотреть на родительские поучения под разными углами зрения. Ключевые слова: Франция, позднее Средневековье, мораль, родители и дети, добродетель, грех, взаимоотношения полов Scientific Article UDC 176.1(94_44_ «653») https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-1-5-12 TEXTBOOKS FOR THE FUTURE? FRENCH MORALISTS OF THE 14 th –15 th CENTURIES ON LOVE AND SIN Abstract . The late medieval French instructions, including those aimed at children, are characterized by a greater focus on descriptions of sins and corresponding warnings against them rather than on decent human behavior. This tradition, for all its ambiguity (from the perspective of our contemporary), raisesevenmorequestionswhentheauthorstalkaboutloveandgenderrelations, addressing their own young children. Was the discovery of the unsightly “other side” of male-female relationship sin early childhood the norm? Would parents prefer their children to learn the "bad stuff" from them and be armed in advance against sin, rather than be inexperienced in the face of danger? Were the authors counting on attracting a wider audience to their writings at the expense of vivid descriptions of sin (descriptions of virtues are boring)? Was this a personal and painful issue for them? The paper at tempts to look at parental instructions from different perspectives. Keywords: France, late Middle Ages, morality, parents and children, virtue, sin, gender relations. © Крылова Ю. П. 2023 © Krylova Y. P. 2023 Крылова Юлия Петровна канд. ист. наук, старший научный сотрудник Институт всеобщей истории РАН Москва, Россия, julia.p.krylova@gmail.com Krylova Yulia Petrovna PhD in History, Senior researcher Institute of World History, Russian Academy of Sciences Moscow, Russia julia.p.krylova@gmail.com

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=