#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 49 было бы начать с первобытного искусства. Однако этот период огромен и слишком отдален во времени. Несмотря на большое количество археологических открытий, сведения о нем все еще остаются неясными и противоречивыми. Строить на их основе теорию изобразительного языка пока еще затруднительно. Поэтому в историческом плане мы будем опираться на опыт шумерского, ацтекского, египетского искусства и греческой вазописи, то есть искусства Древнего мира. В эту эпоху под влиянием развивающейся письменности изображения приобрели ясную и устойчивую структуру. Вторая точка опоры нашего исследования – психолого-педагогическая. Хорошо известна эффективная методика Марии Монтессори, примененная ею для формирования у детей навыков штриховки и проведения линий. Она использовала металлические рамки и вкладыши разных форм [6, с. 198]. Такая техническая тренировка позволяла опираться не только на зрение, но и на двигательные ощущения. Этот опыт демонстрирует значение исходного элемента изобразительного языка – плоской материальной формы, а также показывает путь от осязаемой формы к пятну на листе бумаги. Ни линии, ни точки не являются исходными элементам изображения, они либо являются дополнительными средствами, либо связаны с символизацией более высокого порядка. Это можно пояснить с помощью следующей схемы. Объемная форма выражается наиболее доступным способом с помощью плоской осязаемой формы, затем символом осязаемой плоской формы становится закрашенное пятно, далее пятно обводится контуром, и только на последней стадии возможно изображение объемной формы с помощью чистого контура. У Монтессори переход к контурам осуществлялся параллельно переходу к пятнам. Но чаще всего обучение рисованию начинается сразу с контуров, то есть с самой сложной стадии. Логика подсказывает, что этапы должны прорабатываться последовательно и без всякой спешки. Это относится и к методике обучения, и к теории изобразительного языка, И еще один важный момент. Выявление внутренней структуры изобразительной знаковой системы возможно только с опорой на другую знаковую систему – с более ясной и разработанной структурой, то есть на письменную речь. Для сравнения: предварительное записывание устной или мысленной речи, например, при подготовке доклада, придает ясность и отчетливость выражаемой мысли во время выступления. В более широком плане письменная фиксация устной речи обеспечивает устойчивость и общедоступность морфологии и грамматики языка. Человек, воспринимающий изображение зрением, так же, как и воспринимающий устную речь слухом, сосредоточен на смысле адресованного ему послания. И совершенно естественно, что он не осознает структурных особенностей той формы, в которой послание преподносится. Необходимы специальные средства не просто фиксации, а и отстранения, чтобы в полной мере осознать их. Поэтому необходимо ответить на вопрос: как мог бы записываться словами текст, представленный в исходном виде как система изобразительных элементов. Однако вначале нужно понять, что же представляют собой сами эти элементы и что их между собой связывает. Базовые элементы изобразительного текста В изобразительном искусстве всего два базовых элемента: фон и пятна краски, наносимые на этот фон. Пятна профессиональные художники называют формами. Дополнительными средствами являются: пропорции пятен, характер границ пятен (ломаные или округлые), цвет, контуры, градиенты (постепенные переходы), текстуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=