#Ученичество
| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 47 #Ученичество. 2023. Вып. 1. С. 47 ‒61 . #Apprenticeship. 2023. Issue 1. P. 47 ‒61 . Научная статья УДК 372.416 https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-1-47-61 ВИЗУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТЕКСТА Аннотация. Что стоит за понятиями «визуальная педагогика» или «изобразительный текст», «изобразительный язык»? Иллюстрации в учебниках и детских книжках не только привлекают внимание, но и влияют на понимание учебного текста. Однако зачастую эта область невербальной коммуникации остается чем-то неуправляемым. Навыки чтения и построения изобразительных текстов не выработаны не только у учащихся, но и у педагогов, вместо этого происходит распознавание изображенных объектов как реальных. Иллюстрации воспринимаются интуитивно, целенаправленной организации процесса восприятия, практически, нет. И это не удивительно. Для однозначного прочтения и построения изобразительных текстов необходим (точно так же, как и в словесном языке), во-первых, стабильный набор семантических единиц и, во-вторых, правила сочетания этих единиц, то есть грамматика. Однако весь этот материал не может быть легко и непосредственно выведен из наличных графических иллюстраций. Это серьезная теоретическая и методическая проблема, без решения которой понятие «изобразительный язык» и все с ним связанное останется лишь красивой метафорой. Ключевые слова: изобразительная форма, изобразительная конструкция, изобразительная композиция, фризовая композиция, изобразительный язык. Scientific Article UDC 372.416 https://doi.org/10.22405/2949-1061-2023-1-47-61 VISUAL PEDAGOGY. PROBLEMS OF READING AND CONSTRUCTING VISUAL TEXT Abstract . What is behind the terms "visual pedagogy", "visual text", "visual language"? Illustrations in textbooks and children's books not only attract attention but also influence the understanding of the educational text. However, there is reason to believe that this area of non- verbal communication remains somewhat unmanaged. The skills of reading and constructing pictorial texts have not been developed, not only in the pupils but also in the teachers, but the objects depicted are recognized as real. Illustrations are perceived intuitively, there is virtually no purposeful organization of the perceptual process. This is not surprising. The unambiguous reading and construction of pictorial texts requires (as in a verbal language), firstly, a stable set of semantic units and, secondly, rules for combining these units, i.e. grammar. However, all this material cannot be easily and directly deduced from the available graphic representations. This is a serious theoretical and methodological problem. If it is not solved, the concept of "pictorial language" and everything connected with it will remain just a beautiful metaphor. Куприянов Николай Иванович канд. пед. наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Уфа, Россия animasfera@mail.ru Kupriyanov Nikolay Ivanovich PhD (Pedagogy), Associate Professor Akmulla Bashkir State Pedagogical University Ufa, Russia animasfera@mail.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=