#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 29 Перед нами не просто рифмованные подписи к картинкам: текст взаимодействует с рисунками, они выступают равноправными помощниками в постижении мира через познавательное чтение малыша. Азбука написана четырехстопным хореем с парной точной рифмой и доминированием мужской. Причем может присутствовать внутренняя рифма: червячок – цветок, щука – злюка. Поэт практически не прибегает к сложным метафорам, но зато часто использует прием олицетворения, его живые существа наделены разумом, чувствами и эмоциями: дуб спрашивает, еж удивляется, жаба ждет обед, мышь обращается к мухе, майский жук – веселый, шпиц – завистливый. Отдельные двустишья представляют собой забавные сценки. С улыбкой читатель наблюдает за шагающем, как солдат, гусем; за трусливым зайцем, испугавшимся свиста зяблика; за погоней кота за своей добычей и т. п. Юмор и ирония присутствует как в самих стихах, так и в рисунках. Например, шимпанзе с печеньем в лапе с чувством собственного превосходством смотрит сверху на обиженного и лающего внизу шпица, а на полу валяются осколки чашки, которая могла быть разбита любым участником этой сцены: столкнул шимпанзе или задел при прыжке шпиц (рис. 6). А при оформлении, казалось бы, не связанных в единый сюжет строк, например, про ворона, волка и овцу, художник разместил изображение ворона так, что кажется, что он с осуждением смотрит на оскалившегося волка; размеры птицы превосходят хищника, что снимает напряжение страшной сцены встречи злого волка и испуганной овцы (рис. 5). Рис. 5. Саша Черный. Живая азбука. СПб., 1914. С. 5. Рис. 6. Саша Черный. Живая азбука. СПб., 1914. С. 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=