#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 27 моет корабль, другой радуется созревающей груше, третий клеит модель дирижабля. Мир еды немногочислен, в первую очередь это съедобные плоды: груша, слива, фиги, а прозаический суп варят экзотические эскимосы, что сразу делает его необычным. Сюжеты большинства стихотворений связаны с поступками и поведением животных. Азбука рассказывает о самих животных, их внешнем облике и повадках («Бык весь день мычит и ест. / Белка держит хвост как шест»; «Утка – опытный нырок. / Ужик любит холодок»), рассказ может быть серьезным («Ястреб – ловкий птицелов. / Ягуар – гроза лесов») или забавным («Слон ужасно заболел – / Сливу с косточкою съел»). Выбор образов и сюжета близок детскому мировосприятию, но некоторые строчки звучат с иронией и «выдают» автора. Так, совсем неоднозначно звучат строки про доброго таракана или эфиопов, что варят суп. В азбуке происходит расширение «побуквенного» списка живых существ ( б ык, б елка, в олк, в орона) за счет участников стихотворного сюжета (например, появляются овца в стихотворении на букву «В», зебра и ерши в стихотворении на букву «Л»). Так, количество героев стихотворных миниатюр увеличивается за счет со- или противопоставления: Ворон может жить сто лет, Волк овце – плохой сосед. Лебедь – родственник гусям , Лошадь – зебре, лещ – ершам [26, с. 65]. Дополнительно животные появляются также в самом оформлении книги; на титульном листе можно увидеть черно-белый рисунок сидящего зайца (рис. 3); в качестве виньетки изображен жук в начале страницы над текстом вступления (рис. 4). Рис. 3. Саша Черный. Живая азбука. СПб., 1914. Титульный лист. Рис. 4. Саша Черный. Живая азбука. СПб., 1914. С. 1. Стихотворение-вступление.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=