#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 26 В полночь – кучей угорелой Слезли с полки на кровать. А с кровати – на пол сразу, Посмотрели – люди спят – И затеяли проказу, Превеселый маскарад [26, с. 65]. Участниками игры становятся также автор: «Я не спал и все до капли / Подсмотрел и записал» [26, c. 65] и художник – иллюстратор книги: Утром в дверь стучит художник (Толстый, с черной бородой, И румяный, как пирожник) – Это был приятель мой. Прочитал он, взял бумагу, Вынул семь карандашей И сейчас же всю ватагу Срисовал для малышей [26, с. 65]. Так, азбука знакомит маленьких читателей с ее создателями. Один из них – художник – одновременно является и частью художественного мира книги. Его изображение появляется под первым стихотворением: он сидит перед засыпающим ребенком и читает ему азбуку (рис. 4). [Подробнее об оформлении азбук см.: 12, c. 155–156]. Хотя, как заявлено во вступлении, буквы оживают, но при оформлении книги с ними никаких изменений не происходит. Они четко прописаны и занимают центральную часть страницы, повторяясь как в отдельном написании строчной и прописной буквы, так и в начале слова каждой строки. Сами двустишья написаны традиционным для стихотворных азбук акростихом; каждая строка начинается не просто с заявленной на странице буквы, но и с названия какого-либо живого существа, растения или человека на эту же букву. В «Живой азбуке» Саши Черного показан природный мир почти во всем его богатстве и многообразии. Хронотоп азбуки в большинстве примеров – это реальный мир, который может окружать ребенка: сад, пруд, роща, бор, лес. Представленные топосы относятся, скорее, к деревенской жизни и знакомы городским детям лишь по жизни дачной. Но такой подход в выборе художественного пространства в целом характерен для учебной литературы XIX – начала XX в., в которой зачастую доминировал принцип «рустицизма»: именно деревенская, близкая к природе среда считалась естественной и наиболее благоприятной для ребенка [16, с. 98]. Присутствие экзотических образов животных и людей – эпизодическое и не нарушает, а дополняет и расширяет представление ребенка об окружающем мире. Азбуку можно назвать маленькой детской энциклопедией, предлагающей знания об окружающем мире, наблюдения над природой, миром животных, птиц, растений и людей. Она знакомит читателей с различными живыми существами: здесь и мелкие насекомые (жук, муха и пр.), и знакомые каждому животные (белка, еж, заяц, кот, мышь и т. п.), малознакомые (щур, хрущ) и экзотические (носорог, тигр, слон, шимпанзе и пр.), а также птицы (аист, ворон, гусь, дятел и др.), даже пресмыкающиеся (ужик) и рыбы (щука, ерш, лещ). Наряду с живыми существами представлены также растения и деревья (астры, дуб, елка и др.). Примеры людей представлены экзотическими и далекими: эфиопы, эскимос – и близкими детскому миру: юнга, мальчики Гриша и Юра, один

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=