#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 25 Поэтическая азбука предназначалась для домашнего чтения и первого знакомства ребенка с буквами. Не только красочное оформление, но и сами стихи выполняют эстетическую функцию. Игровое и развлекательное начало в ней является ведущим. «Живую азбуку» Саши Черного оформил художник Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879–1950), ранее он иллюстрировал другие книги поэта: сборник «Голубая книжка» [5], составителем которой также выступил Саша Черный, и первую авторскую – «Тук-тук!» [25]. «Живая азбука», таким образом, стала третьим совместным проектом автора и художника. Новая книга содержит многочисленные цветные иллюстрации, занимающие большую часть страницы, что делает книгу привлекательной для маленького читателя. Традиционно букве посвящена отдельная страница с рисунками животных, птиц, растений, реже – людей на данную букву. Сама книжка, изображенная на обложке (рис. 1) и на первой странице с текстом стихотворения-вступления (рис. 4), становится полноправной героиней иллюстраций. Рис. 1. Саша Черный. Живая азбука. СПб.: Шиповник, 1914. Обложка. Рис. 2. Саша Черный. Живая азбука. СПб.: Шиповник, 1914. С. 7. Азбука Саши Черного представляет собой единый сюжет: буквам и стихам, с ними связанными, предшествует вступление, а позднее в эмиграции при переиздании книги [22] поэт дописал концовку, усилив единство текста. Во вступлении автор приглашает малыша в мир развлечений и забав; поэт добавляет сказочный элемент: сами буквы оживают и устраивают веселую игру. Буквам очень надоело В толстых книжках спать да спать…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=