#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2023. Issue 1 11 чтобы впадать в такие подлые вещи, напомнив им о вечных радостях и почитаемых похвалах, которые заслуживают прекрасной добродетелью целомудрия» [6, p. 91–92]. Мы видим, что стратегия Анны –не развлечь или напугать дочь греховными историями, но пояснить со ссылками на мудрых людей суть поведения окружающих и как ей самой подобает себя вести, согласно ее статусу. Таким образом, при общем негативном отношении к греховной любви, проистекающем из христианской картины мира, воспитательные стратегии, избираемые родителями-авторами различались вплоть до противоположных, а описания зачастую зависели от темперамента и положения автора. Во второй половине XIV в. Жоффруа де Ла Тур избирал способ отвращения от греха через подробный рассказ о самом этом грехе. Увлекательное описание притягивало читателя, позволяя донести до него всю неприглядность «изнанки» отношений мужчин и женщин вне законного брака, преподавая тем самым урок, который, благодаря своей красочности мог лучше запомниться. Во второй половине XV в. наставления Жана де Ланнуа, оставаясь теми же по существу, приобрели дополнительный «придворный» оттенок (в частности, в отношениях появляются сводни) и способствовали выплеску собственных эмоций автора, связанных с сюжетом лишь опосредованно. И, наконец, на рубеже XV–XVI вв. формировалась новая, уже чисто придворная, идеальная модель поведения женщины (впрочем, не исключено, что подходящая и для мужчин). Оставаясь в рамках всё того же средневекового христианского мировоззрения, Анна Французская демонстрировала образец поведения для благочестивой дамы, которая хочет остаться таковой и в светском обществе двора. Советы полуторавековой давности уже не могли быть актуальными при французском ренессансном дворе, наполненном представителями обоего пола. Литература 1. Из «Книги рыцаря Делатур Ландри, написанной в назидание его дочерям» / пер. С. Н. Голубева // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV–XV веков ; сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. С. 154– 217. 2. Книга рыцаря де Ла Тура Ландри, написанная в поучение его дочерям (главы XVI и CXIIII) / пер. Ю. П. Крыловой // Гендерная история Западной Европы : хрестоматия / сост. Л. П. Репина и А. Г. Суприянович. М.: ИВИ, 2006. Т. 3. C. 65–68. 3. Крылова Ю. П. Автор и общество в позднесредневековой Франции = Auteur et société en France au moyen age tardif : [на основе малоизвестного сочинения] "Книга поучений дочерям" Жоффруа де ла Тура Ландри. М.: Индрик, 2014. 446 с. 4. Крылова Ю. П. «Прикраса неправды». Вербальные стратегии конфликта при бургундском дворе. DOI 10.18254/S0002402-1-1 // История : электронный научно- образовательный журнал. 2018. T. 9, вып. 9 (73). URL: https://history.jes.su/s207987840002402-1-1/ (дата обращения: 08.02.2023). 5. Лучицкая С. И. Грехи и добродетели // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М.: Росспэн, 2003. C. 125–128. 6. Anne de France. Enseignements à sa fille suivis de l`Histoire du siege de Brest / éd. T. Clavieret, E. Viennot. St.-Etienne, 2006. 141 p. 7. BNF Ms. fr. 19919. Le sens eignemens que une dame lais sea ses deulx filzen forme detest ament. 8. Casagrande C., Vecchio S. Histoire des péchés capitaux au Moyen Âge. Paris: Aubier, 2009. 410 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=