#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 99 Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации в рамках педагогического исследования. Анкета «Цифровые инструменты и ресурсы в образовательном процессе современной школы» была предложена педагогам в процессе освоения ими курсов повышения квалификации при ГОУ ДПО «Институт повышении квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». В опросе приняли участие 406 человек. Анкета содержала 6 блоков вопросов / утверждений. Проанализируем полученные результаты. Первый блок вопросов касался личных данных: пол, стаж, образование, тип школы. Более 90 % респондентов – женщины, лишь 35 человек – мужского пола. Данное соотношение является типичным для Российской Федерации в целом (в отличие от конца XIX в., когда доля женщин-учителей в Тульской губернии составляла 26 % [1]). С начала XX в. можно говорить об устойчивом росте количества женщин в системе образования, и по данным статистики из открытых источников в Тульской области количество педагогов-женщин в 2020 году составляло 88 %, а в 2022-м – 89 % [2, с. 89]. На приведенных ниже рисунках 1 и 2 видим, что почти 300 человек (72 % респондентов) закончили высшее учебное заведение (доля педагогов Тульской области, имеющих высшее образование, – 67 %, это близкие значения), 114 человек – педагогический колледж, большинство педагогов (238 человек) обучались в образовательных организациях очно; соотношение педагогов, работающих в центрах образования, к общему количеству опрошенных примерно соответствует соотношению количества ЦО к общему количеству иных типов образовательных организаций в Тульской области (1 к 2 или 150 ЦО к 220 СОШ, лицеям и гимназиям [3]). Рис. 1. Рис. 2. Количество представителей городских и сельских / поселковых школ – 247 и 155 соответственно. Качество кадров, конечно же, определяется не местом, а опытом работы. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, эффективный стаж работы – от 5 до 20 лет, когда у учителя уже есть качественный опыт, но еще не наступило профессиональное выгорание. По данным статистики педагогический стаж в этом диапазоне имеют около 29 % российских учителей [4], в том числе в Тульской области. В рамках нашего исследования это 33 % опрошенных педагогов. 281 148 109 104 0 50 100 150 200 250 300 ОБРАЗОВАНИЕ ПЕД.ВУЗ ОЧНОЕ ЗАОЧНОЕ ПЕД.КОЛЛЕДЖ 230 126 8 7 35 0 50 100 150 200 250 ТИП ШКОЛЫ СОШ ЦО ГИМНАЗИЯ ЛИЦЕЙ ИНОЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=