#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 91 Альтернативой подобной ситуации в обучении школьников могут служить интерактивные упражнения, где присутствуют как поддельные, так и подлинные сообщения. Один из сервисов, реализующих этот принцип, принадлежит компании «Google»: пользователь должен распознать фейковые сообщения, поступающие на электронную почту [20]. В аналогичных тестах от «GROUP-IB» [17], «Лайфхакер» [16] и Касперского [13] представлены не только сообщения с электронной почты, но и sms-сообщения и сообщения в мессенджерах. Педагог может использовать уже имеющиеся интерактивные упражнения или создать свои собственные. Для систематической проверки сформированности навыков кибербезопасности недостаточно четырех сервисов, описанных выше. Возможно использование интерактивных упражнений, размещенных в распространенных образовательных сервисах. Результаты поиска заданий, посвященных тематике фейковой активности, показаны в таблице 2. Таблица 2 Интерактивные упражнения, посвященные фейковой активности Образовательный сервис Количество упражнений Из них на русском языке https://learningapps.org/ 12 12 https://wordwall.net/ 9 0 https://quizlet.com/ 247 3 https://riddle.com/ 5 0 https://udoba.org/ 5 4 https://app.wizer.me/ 26 1 https://www.thinglink.com/ 24 2 Для поиска интерактивных заданий использовались встроенные возможности сервисов и функция «Поиск по сайту» систем «Яндекс» и «Google». Большинство проанализированных упражнений были направлены на проверку теоретических знаний, связанных с формулировкой основных определений (фишинг, вишинг и др.), и факторами, указывающими на подлинность сайта (в том числе наличие защищенного протокола). Практико-ориентированных заданий, сходных с заданиями крупных организаций, в данных сервисах практически нет. Пример англоязычного практико-ориентированного интерактивного упражнения на сервисе «ThingLink» приведен на рисунке 1. Здесь на сообщении размещены маркеры с пояснениями, какой абзац должен вызвать подозрение у получателя и почему. На рисунке 2 приведен пример интерактивного практико- ориентированного упражнения с сервиса «LearningApps.org». В этом упражнении даны скриншоты сообщений, пользователь должен определить подлинность данного сообщения и отметить нужное действие, которое может быть выполнено при его получении.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=