#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 88 Abstract . Based on the analysis of various sources, the article shows the relevance of raising awareness of threats from fake activity. The types of fake activity considered in the framework of various courses of additional education are given. The existing interactive exercises in digital services related to the verification of information content are analyzed. Recommendations for teachers on creating new interactive exercises are given. At the same time, it is necessary to use not only widespread educational services, but also specialized resources: registers of fake sites, services for creating fake correspondence in social networks, Internet resources with satirical news. Keywords: fake site, fake activity, phishing, interactive tasks, online resources, information security training © Смирнов В. А., Привалов А. Н., 2022 © Smirnov V.A., Privalov A.N.,2022 Введение . Подчеркивая важность развития у граждан навыков безопасного поведения в сети «Интернет», Министерство общественного развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Санкт- Петербургским государственным университетом телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, с компанией «Ростелеком-Солар» и АНО «Диалог Регионы» запустило трехлетнюю всероссийскую программу кибергигиены [10]. Эта программа реализуется в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». В контексте информационной безопасности граждан одним из наиболее важных аспектов является их защита от социальной инженерии, психологического манипулирования людьми с целью совершения ими определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Далее будем считать, что манипулирование пользователем, инициирующее совершение им определенных действий, является целью фейковой активности. В работе А. Г. Куликова и В. В. Лазаревич представлен следующий перечень киберпреступлений, связанных с социальной инженерией: создание фишинговых сайтов, нежелательные sms или электронная корреспонденция, фальшивое программное обеспечение, фейковые аккаунты в социальных сетях, телефонное мошенничество [8]. М. Ю. Баучкина указывает на наличие проблем, связанных с распространением поддельных интернет-магазинов, deepfake, фальшивых объявлений о сборе средств на благотворительность, фейковых новостей. Рекомендации для обеспечения защиты от угроз сформулированы ею в виде набора следующих правил безопасного поведения в Интернете: «защита собственного компьютера с помощью антивирусной программы, создание резервных копий важных файлов, защита личности в Интернете при разглашении личной информации, соблюдение правил и законодательных норм» [3, с. 212]. Эффективным способом противодействия методам социальной инженерии является обучение основам информационной безопасности пользователей сети «Интернет». К примеру, в статьях Ю. А. Емельяновой и М. С. Мирзоева [5; 11] обусловливается необходимость обучения школьников основам кибербезопасности. При этом М. С. Мирзоев предложил структуру элективного курса «Информационная безопасность личности в сети “Интернет”» для внедрения за счет школьного компонента учебного плана образовательных учреждений. Помимо перечисленных выше киберпреступлений в теме «Социальная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=