#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 68 Для отбора цифровых инструментов организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия определим сущность групповой работы, этапы и способы ее организации. «Групповая работа на уроке – форма организации учебно- познавательной деятельности обучающихся, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога» [5, с. 103]. Л. В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания» [2]. Такой вид работы может способствовать достижению целого ряда образовательных результатов [7]:  личностных, обеспечивающих адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, таких, как «способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других»;  метапредметных, обеспечивающих овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями [7]. В общем виде определим этапы групповой деятельности учащихся, в том числе в условиях виртуального взаимодействия [3]. 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала). 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе. В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах [3]. 1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы. 2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение. 3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение. 4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся. 5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить консультант.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=