#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 63 растений (умение работать с информацией в различной форме; применение знаний в практической учебной ситуации), а при распределении примеров – вызвать мысленный образ растений (умение эффективно запоминать и систематизировать информацию). В задании 2 (5-й класс) учащиеся расставляли изображения живых организмов в порядке звеньев пищевой цепи, для этого было необходимо узнать (работа с иллюстративной информацией) и соотнести каждый объект с нужной экологической группой – создатели, потребители и разрушители (построить цепочку причинно-следственных связей). Самым распространённым затруднением при выполнении этого задания стало размещение в пищевой цепи бактерий. Аналогичным образом осуществлялась интерпретация результатов выполнения заданий 3, 4. На основании полученных экспериментальных данных можно сформулировать следующие выводы: использование цифровых инструментов для проверки базовых биологических знаний оказалось эффективным для достижения предметных результатов – 5-й, 9- й класс – 75 %; 6-й класс – 80 %; внедрение цифровых инструментов в образовательный процесс привело к повышению эффективности запоминания и систематизации информации (в 5-м и 6-м классах результат зафиксирован у 80 % учащихся, в 9-м классе – 75 %); использование цифровых инструментов для установления существенного признака классификации и анализа информации в сочетании с визуальным материалом привело к результативности выполнения заданий более 75 % во всех возрастных группах; умение выявлять причинно-следственные связи при выполнении цифровых заданий продемонстрировали более 75 % учащихся всех классов; цифровые задания как источник получения учащимися опыта учебной деятельности, направленной на выбор, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления, оказались более результативными в параллели 6-х классов – 90 %; потенциал цифровых инструментов как средства повышения мотивации к обучению и познавательной активности учащихся достаточно высок (75 % учащихся отдали предпочтение цифровым заданиям, а не традиционным оценочным процедурам). Необходимо отметить, что эмоциональное восприятие геймифицированных заданий у большинства учеников оставалось на уровне обучающей игры и снижало тревожность перед возможной неудачей. Цифровые инструменты, используемые для оценки образовательных результатов, являются одним из элементов методической системы обучения биологии. В эту систему включены такие взаимосвязанные и соподчиненные составляющие, как цель (планируемые результаты), содержание, формы, методы, методические приемы и средства. Цифровые инструменты как средство обучения могут быть эффективно использованы при условии соответствия и сочетания со всеми другими элементами методической системы. В связи с этим на основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы. 1. Цифровые инструменты могут быть использованы как эффективные средства достижения метапредметных результатов обучения. 2. Содержание заданий с использованием цифровых инструментов может базироваться на разных сущностных идеях школьного курса биологии, в зависимости от достигаемого результата, например, результат «устанавливать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=