#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 56 формировании практически всех универсальных учебных действий учащихся, относящихся к метапредметным и личностным результатам обучения. На основании проведенного анализа была уточнена тема и обозначена цель нашего исследования: проверить эффективность использования цифровых инструментов на уроках биологии как средства достижения метапредметных результатов обучения. Противоречие между необходимостью совершенствования процесса использования цифровых технологий и недостаточным инструментарием для его реализации в процессе изучения биологии в условиях разных типов учебных заведений, разнообразных разделов школьного курса биологии, форм обучения и типов уроков обозначило проблему исследования. Для достижения цели исследования потребовалось решение следующих задач: определить последовательность действий по использованию цифровых инструментов в процессе изучения школьного курса биологии; определить планируемые результаты обучения, которые достигаются в результате выполнения учебных заданий, и соотнести их с ведущими содержательными идеями уроков биологии; разработать задания с использованием цифровых инструментов, сформулировать критерии оценивания успешности выполнения заданий и определить этапы урока для их реализации; апробировать разработанные задания, проанализировать результаты и оценить их эффективность относительно достигнутых планируемых результатов обучения. Представим процесс разработки и апробации методики оценивания результатов изучения курса биологии с использованием цифровых ресурсов, платформ и сервисов, который включал несколько этапов. На первом этапе происходила оценка и отбор планируемых результатов обучения, которые будут достигаться в процессе выполнения заданий. Поскольку предметные результаты являются постоянным и обязательным компонентом учебного процесса и включаются в образовательные цели в ходе планирования урока, ориентиром для разработки учебных заданий служили метапредметные результаты. К примеру, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) и др. На втором этапе на основе сущностного анализа содержания отдельных разделов программы по биологии для 5-го, 6-го и 9-го класса были определены темы уроков для разработки и реализации заданий. Так, мы предположили, что достижение результата «устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа» может происходить эффективнее при выполнении заданий, связанных с изучением морфо-анатомического и систематического содержания, в котором рассматриваемые объекты имеют четко выраженную системную организацию и все элементы обозначены, соподчинены и связаны (тема «Клеточное строение организмов», 9-й класс; тема «Онтогенез, эмбриональное развитие», 9-й класс). Для достижения результата «выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов в живой природе, выявлять и характеризовать существенные признаки объектов» более подходят задания, связанные с изучением клеточных, организменных и надорганизменных структур, в которых связь и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=