#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 55 достигает метапредметных и личностных результатов путем формирования универсальных учебных действий учащихся (УУД). УУД проявляются через умение учиться, способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта [8, с. 54]. Развитие УУД может быть обеспечено разнообразным методическим инструментарием, в том числе с помощью цифровых инструментов. Так, можно отметить, что эффективная работа с информацией может обеспечить сформированность следующих УУД: познавательные (задания на определение и реализацию плана решения проблемы; задачи на сравнение, обобщение, анализ, оценивание; задания по проектированию и проведению исследования); регулятивные (задания на целеполагание, оценку ситуации, прогнозирование, планирование и принятие решения); коммуникативные (задания, формирующие способность выражать свои мысли, умение работать в сотрудничестве, оформлять и передавать информацию); личностные (задания на нравственно-этическую оценку информации и выстраивание личной стратегии развития). Необходимость совершенствования методических подходов к работе с учебной информацией в процессе биологического образования связана с двумя основными причинами. Первая причина заключается в «отставании» содержания школьного предмета «Биология» от современного уровня развития мировой и отечественной биологической науки. В Концепции преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, отмечается, что «…в настоящее время содержание биологического образования в примерных основных образовательных программах и в учебных изданиях не в полной мере соответствует современным научным представлениям о живой природе. Естественный консерватизм программы среднего образования имеет побочным результатом недостаточное освещение новейших научных направлений биологии, что находится в резком контрасте с ролью, играемой современной биологией в мировой науке» [4, с. 7]. Такое несоответствие многие годы признавалось отечественными методистами естественным, однако интенсивное и ускоряющееся развитие биологической науки ставит под сомнение достоверность учебного содержания отдельных элементов школьного курса биологии, связанных с изучением микробиологии, цитологии, генетики, селекции, эволюционного учения, окружающей среды. Цифровые инструменты в этом случае способны обеспечить быстрый доступ к обновленной информации и сформировать важные навыки учащихся по работе с разнообразными источниками (обучающие сайты, электронные ресурсы, словари, справочники, энциклопедии). Вторая причина отражает проблемы методического характера, связанные с тем, что «в образовательной практике недостаточно используются возможности информационно-образовательной среды, современных технологий личностно ориентированного и развивающего обучения, основанных на познавательной, проектной и коммуникативной деятельности. На ранних стадиях изучения предмета недооценивается важность деятельностного подхода к обучению» [4, с. 8]. В работах ряда авторов предлагается модель методики использования мобильных технологий в формировании информационной культуры школьников [1]; анализируются возможности и условия использования мобильных технологий и приложений в процессе обучения биологии в школе [9]; рассматривается специфика формирования информационной культуры учащихся при обучении биологии в условиях цифровой трансформации образования [2]. Большинство авторов отмечают широкие дидактические возможности цифровых технологий в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=