#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 49 Существуют специализированные языковые виртуальные инструменты, которые тоже могут быть использованы при изучении курса русского языка начиная уже с пятого класса. Это, в частности, Национальный корпус русского языка ( https://ruscorpora.ru ) . Он предлагает большие возможности для изучения различных лексических единиц. Национальный корпус вмещает в себя огромное количество текстов, содержащих сегодня уже более полутора миллионов слов, входящих в тринадцать подкорпусов. С помощью понятных поисковых запросов можно собрать самую разную информацию о слове: когда оно появилось в языке, в какие периоды употреблялось активнее. Ресурс способен составить график употребляемости слова с самой ранней фиксации в тексте до текущего момента. Это может быть интересно при изучении устаревшей лексики или лексики, недавно вошедшей в язык. Графики наглядно демонстрируют движение языковой «моды» на то или иное слово, периоды затухания его активного употребления. Знакомство с Национальным корпусом русского языка производит на учащихся сильное впечатление: масштаб ресурса действительно грандиозен, а мобильность и функциональность очень высоки. Пятиклассники при изучении темы «Однозначные и многозначные слова» могут провести небольшое исследование с помощью национального корпуса. Учитель предлагает воспользоваться электронным толковым словарем (https://rus-academic-dict.slovaronline.com ) и выписать 2–3 однозначных слова и 2–3 многозначных. В качестве иллюстраций каждого значения следует подобрать актуальные примеры из Национального корпуса русского языка. Задание позволяет учащимся получить практические навыки словарной работы, разобраться в структуре и особенностях словарных статей, понять, как в современном русском языке используется слово в разных значениях. Оформить результаты работы можно при помощи Google-документов, постаравшись поработать с разными шрифтами, их размерами, типами. Возможности электронных ресурсов при выполнении данного задания дают учащимся следующие преимущества: экономию времени, богатство и разнообразие материала, возможности многократного быстрого редактирования и т. д. Данное исследование является, конечно, очень простым, но при решении именно несложных задач дети получают первые навыки исследовательской работы, знакомятся с академическими словарями и серьезными научными проектами. Еще один тип заданий с применением цифровых инструментов, который был апробирован в том же пятом классе, – это создание индивидуального мини- проекта, оформленного в виде презентации. К использованию на уроках различных презентаций все уже привыкли, хотя это, конечно, не делает презентацию непопулярным или ненужным средством. Визуальный ряд, который дает презентация, позволяет учителю эффективнее использовать материал во время объяснения, проводить опросы, закреплять материал и т. д. Если презентацию создает и представляет учащийся, то он, помимо более глубокого изучения темы, получает много важных навыков: структурирование материала, выделение наиболее значимого в нем, оформление презентационных слайдов. При изучении темы «Имена собственные» в качестве индивидуального проектного задания детям было предложено сделать презентацию на тему «Имена моей семьи». Пятиклассники должны были отыскать информацию о собственном имени: происхождение, популярные уменьшительные варианты, знаменитые тезки. Кроме собственного имени в презентацию нужно включить имена

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=