#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 47 будущему мероприятию, дети получат возможность лучше понять содержание, так как их представления о предмете станут шире и глубже. При работе над составлением кроссворда учащимся необходимо использовать словари. Они могут быть электронными, так как, к сожалению, словари сегодня есть далеко не в каждой семейной библиотеке, как и сами семейные библиотеки. Доступ к онлайн-словарю открыт для любого пользователя, поэтому словесник может организовать знакомство с сайтами, размещающими академические словари (нужно учить пятиклассников использовать проверенные и надежные источники информации, размещенные на официальных порталах). Список таких словарей следует предложить пятиклассникам, показать, как ими пользоваться, разобраться со структурой словарной статьи. Приоритетным, с нашей точки зрения, является малый академический словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой ( https://rus-academic-dict.slovaronline.com ) , поскольку он объемный и авторитетный (содержит более восьмидесяти тысяч языковых единиц, выпущен Академией наук, выдержал не одно переиздание и т. д.), доступен широкой аудитории и довольно прост в использовании. Задание апробировано в 5-м классе МБОУ «Центр образования – гимназия № 11 имени Александра и Олега Трояновских». Детям было предложено для составления кроссворда использовать следующие тематические группы: спортивные игры, зимние виды спорта, спорт в городе. Данная тематика связана с тем, что в классе много детей, занимающихся и / или интересующихся спортом. Учащиеся должны были подобрать по 12–15 слов, относящихся к выбранной тематической группе. Предлагалось включить в кроссворд не менее 12 таких единиц, при этом максимальное количество слов не оговаривалось. Такой подход к заданию позволяет увидеть, формально или неформально относится ребенок к выполнению учебной задачи: выбирает минимальное количество примеров, делая только тот объем, который позволяет получить положительную оценку, либо, напротив, делает значительно больше, чем определено нижней планкой. Тут, безусловно, тоже могут быть разные мотивы: от желания получить хорошую оценку до искреннего интереса к поставленной учителем задаче. В любом случае пользу выполнение описанной учебной задачи приносит всем: ученик самостоятельно работает со словарем, знакомится с новой лексикой, учится формулировать корректные вопросы для кроссворда. Дети в экспериментальном 5-м классе имеют устойчивую учебную мотивацию к выполнению любых заданий по предмету при наличии выбора типа или сложности уровня задания. Не более одной четвертой класса стремится идти путем наименьшего сопротивления, то есть выполнять задачу-минимум. Аналогичная ситуация сложилась и в данном случае: из 24 сделанных кроссвордов только четыре (менее 20 %) были составлены из 12 слов. Остальные пятиклассники выполнили задание в большем объеме – подобрали от 15 до 35 слов. Кроме того, при оформлении кроссвордов для подготовки их к презентации учащиеся использовали иллюстративный материал, оформили работы в интересном колористическом ключе, подготовили качественные презентации. После выполнения задания пятиклассники интересовались, можно ли будет сделать что- то подобное по другим темам, можно ли самому предложить тему для кроссворда, то есть задание оказалось интересным и полезным для учащихся, позволило им

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=