#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 42 качество оформления заданий, и количество предложенных слайдов презентации/ фрагментов комикса/элементов интеллект-карты / количество источников информации и т.п. В большинстве случаев ученики выполняют задание в объеме необходимого минимума. Цифровое поколение, которое имеет свободный доступ к самой разной информации из самых разных источников, очень часто относится к ней небрежно, не учитывает критерии ее надежности, достоверности и объективности и, хотя знают об этих критериях, однако в реальной практике применяют редко. Ни в одном задании, где требовалось указать источники информации, этого сделано не было, хотя на уроке в ходе защиты своего проекта некоторые ученики могли назвать критерии отбора и источники информации. Цифровизация образования – это неизбежный процесс в современных условиях. Это симметричный ответ школы на образовательные потребности поколения Z, который предполагает трансформацию технологий и средств обучения. Однако широкое использование цифровых инструментов – это не панацея от всех проблем, возникающих у современных школьников в процессе формирования необходимых универсальных учебных действий. Полученные в ходе апробации заданий результаты позволяют на данном этапе сделать некоторые предварительные выводы. Использование цифровых инструментов при выполнении заданий не гарантирует достижения планируемых результатов. Например, составить интеллект-карту школьники могут, но отразить в ней существующие причинно- следственные связи затрудняются. Только в ходе совместной работы с учителем на уроке во время представления результата проекта ученикам удается обозначить необходимые взаимосвязи. Одной из особенностей поколения Z является индивидуализм, и, как следствие, некоторые проблемы с социализацией. Им легче общаться в Сети, чем в реальном мире (обратим внимание: в комиксе (рис. 1) герой обращен лицом к холодильнику, а затем к компьютеру, но не к зрителю, мы видим его только со спины). Возможно, по этой причине при выполнении задания, связанного с проведением опроса своих знакомых, ученики ограничились только общением друг с другом, а в обсуждении полученных результатов приняли участие только 5 человек. В нашем случае мы не ставили целью формировать коммуникативные УУД, однако активное взаимодействие с окружающими данное задание предполагало. Отметим, что цифровые инструменты имеют большой потенциал для развития коммуникативных универсальных учебных действий: при обсуждении на уроке результатов выполнения «цифрового» задания, при организации группового взаимодействия с использованием интерактивных онлайн-досок и др. У большинства представителей поколения Z преобладает синтетическое, а не аналитическое мышление. Цифровые инструменты позволяют им относительно легко выбирать стратегии представления большого объема информации, визуализировать ее, преобразовывать текст в схему или диаграмму и т.п. Однако работать с семантическими блоками большой длины учащиеся затрудняются. Сегодня использование цифровых технологий – не дань моде, а настоятельная потребность при работе с учащимися поколения Z. Максимальный образовательный эффект может быть достигнут через интеграцию цифровых инноваций в традиционный процесс обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос: насколько современный учитель готов к подобной профессиональной деятельности?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=