#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 35 Процессы цифровизации сегодня охватывают все сферы общественной жизни, в том числе и образование. Эта тенденция зафиксирована на государственном уровне, находит свое отражение в национальном проекте «Образование», национальной программе «Цифровая экономика», федеральных государственных образовательных стандартах и др. Необходимость внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс можно объяснить разными причинами, в том числе и особенностями современного поколения. Если обратиться к «теории поколений» В. Штрауса и Н. Хоува, то большинство современных школьников относятся к поколению Z (2001–2015 годы рождения). К этой теории сегодня обращаются исследователи разных областей: педагогики [4; 6; 7], социологии [3; 8], экономики [1; 5], политологии [2] и др. Большинство из них отмечают следующие особенности поколения Z: это дети, выросшие в цифровой среде, получающие фактически неограниченный доступ к информации и быстро ее обрабатывающие, обладающие фрагментарностью мышления, предпочитающие виртуальный способ общения, умеющие работать в режиме многозадачности и быстро переключающиеся с одного вида деятельности на другой. Безусловно, эти моменты не могут остаться без внимания при организации образовательного процесса, и действующие федеральные государственные образовательные стандарты их учитывают, уделяя большое внимание в том числе формированию метапредметных результатов обучения. Кроме того, постепенно меняются не только цели обучения, но и методы, технологии, средства, которые используются в образовательном процессе. Всё большую популярность среди педагогов приобретают цифровые инструменты, которые позволяют организовывать учебный процесс на «языке» поколения Z. В 2022 году нами было начато исследование, целью которого является изучение влияния цифровых инструментов на образовательные результаты школьников. В данной статье мы остановимся на одном из его аспектов – может ли использование электронных ресурсов, программных продуктов и сервисов на уроках обществознания способствовать формированию универсальных учебных действий. Нами были разработаны 10 заданий по темам обществоведческого курса для 8-го и 9-го классов. Для каждого из них были отобраны конкретные универсальные учебные действия и цифровые инструменты, использование которых, на наш взгляд, могло бы способствовать достижению образовательных результатов. Приведем примеры некоторых заданий и данные по их апробации. Задание по теме «Развитие общества (глобальные проблемы современности)» было ориентировано на достижение следующих образовательных результатов: выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно. Ученикам предлагалось провести мини-исследование и на его основе с помощью графического редактора создать интеллект-карту, в которой следовало отразить суть одной из глобальных проблем, причины ее возникновения, основные проявления угрозы, ее последствия и пути преодоления. К выполнению этого задания приступили 23 человека, однако 8 из них не выполнили требование задания и представили в качестве итога своей работы презентации в формате Microsoft PowerPoint, в которых не были отражены заданные элементы и причинно-следственные связи. 15 человек составили

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=