#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 28 мотивации к обучению, развитию ассоциативного восприятия сложных абстрактных явлений. Кроме того, характерный для комиксов прием олицетворения – попытка выстроить диалоги между людьми прошлого – роднит использование комиксов на уроках истории с элементами «исторического театра» или написанием сочинений от лица исторического персонажа. Классическое задание такого рода (например, сочинение «Один день в Древнем Египте» [3, с. 42]) традиционно используется в школе для погружения учащихся в историю повседневности, историю ментальностей древних людей, что, безусловно, способствует формированию важнейших культурно-исторических ориентиров на основе изучения исторического опыта человечества [11]. Если возможность эпизодического применения комиксов на уроках истории не вызывает сомнения, возникает вопрос о необходимости использования в этом процессе цифровых компетенций учащихся. С помощью специализированных электронных средств визуализации данных процесс создания комиксов становится менее трудозатратным, что важно в условиях растущей нагрузки учащихся. Кроме того, с помощью одного и того же задания становится возможным решить сразу несколько образовательных задач. Результаты Гипотеза пилотного исследования : создание веб-комиксов на уроках истории наиболее успешно решает следующие задачи: помогает научиться выявлять и характеризовать существенные признаки исторических объектов (явлений) с использованием современных цифровых технологий; формирует позитивную мотивацию и интерес к выполнению трудных практических заданий по истории с использованием навыков цифровой грамотности; способствует развитию первичных навыков электронного делопроизводства (умения отправить вежливое сообщение на электронную почту учителя, удобно оформить файл в указанном формате и т. д.). Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные в результате выполнения учащимися 5-го класса проектных заданий, связанных с созданием комиксов на тему «История Древнего Египта». Задание выполнялось дома, на персональных компьютерах или планшетах, условия были сформулированы следующим образом. Создать в онлайн-программе свой комикс из 3–5 картинок по любому сюжету из истории Древнего Египта, представленному в учебнике. Сохранить свой комикс в формате PDF, отправить файл на электронную почту учителя. Учащимся был предложен единый цифровой инструмент – онлайн-сервис для создания комиксов https://www.storyboardthat.com . Выбор этого онлайн-сервиса был обоснован следующими причинами: во-первых, несмотря на агрессивную маркетинговую политику, комиксы в нем можно сделать бесплатно, не скачивая программу на персональный компьютер, не регистрируясь и не оставляя свои личные данные. Во- вторых, онлайн-сервис носит образовательный характер (благодаря этому на сайте есть шаблоны фона для различных исторических эпох, готовые фигуры персонажей в исторической одежде – выбор, который делает создатель комикса, дает возможность увидеть, понимает ли учащийся исторический контекст, может ли выбрать подходящих персонажей и соответствующие исторической эпохе архитектурные элементы). При этом наличие готовых шаблонов серьезно облегчает задачу учащегося, тем более, что интерфейс сервиса интуитивно понятен и несложен. В этом кроется главная трудность, с которой все учащиеся успешно справились: сайт англоязычный, следовательно, требуется время, чтобы разобраться с английскими терминами, и, возможно, воспользоваться онлайн-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=