#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 27 © Секенова О. И., 2022 © Sekenova O., 2022 Комиксы / графические романы / рисованные истории – последовательное визуальное повествование, которое принято обозначать общим словом «изотекст» [8, с. 5]. Сегодня они регулярно становятся предметом обсуждения педагогики как методический прием, дополняющий классическую дидактику в самых разных областях – от изучения иностранных языков до естественных наук, от информатики до истории. Тем не менее большая часть существующих исследований по использованию комиксов на уроках гуманитарного цикла скорее представляет собой систематизацию дидактического опыта самих учителей истории, демонстрацию интересных и кажущихся им важными находок, тогда как собственно академические результаты учащихся в результате использования этого средства остаются без внимания. Цель данного исследования – представить теоретическую рамку оценивания развития цифровых навыков учащихся через использование веб-комиксов на уроках истории. В данной статье описываются результаты пилотного исследования дидактических возможностей веб-комиксов как одного из инструментов для развития цифровых навыков в процессе обучения истории в школе. Веб-комиксы рассматриваются как средства, сочетающие формирование предметных результатов и функциональной цифровой грамотности. Комиксы в историческом образовании: обзор литературы, методология исследования История массового применения различных видов изотекстов для решения образовательных задач за рубежом и в России насчитывает уже несколько десятков лет. Благодаря большей распространенности комиксов в западной (в первую очередь американской) культуре существует множество методических пособий, в которых рассматривались практики и технологии их использования в образовательном процессе: работы Абель, Мэддена [14], Баукетта [15], Харт [16], Моннин [17]. Одной из ключевых причин распространения комиксов в образовании исследователи называли проблемы учащихся с чтением и пониманием текстов [18, p. 99] – важнейший навык для изучения истории (трудности в чтении и понимании текстов нередки и для учащихся 5–7 классов российских школ). По мнению исследователей, комиксы позволяют обеспечить необходимый для перехода к работе с более трудными текстами «повествовательный опыт» учащихся [1, с. 65]. Отечественная дискуссия о комиксах как «несерьезном» инструменте обучения постепенно отходит на второй план перед вызовами современного образования. Вместе с тем по ряду причин комиксы продолжают оставаться вспомогательным и не слишком распространенным средством обучения истории. Несмотря на давние традиции изотекстов в России (от лубочных картинок до карикатур) исторических комиксов сегодня на русском языке не так много, еще меньше среди них тех, которые могут быть смело рекомендованы школьникам для расширения кругозора в области отечественной истории [6; 9-10] – многие не подходят либо из-за возрастного ценза [7], либо из-за неверифицированного исторического содержания [5]. В результате гораздо чаще в практике обучения истории используется не чтение комиксов, а их создание. Подробно исследовали создание комиксов на различных этапах урока истории Т. Шумель [13], Н. В. Чернова и Н. Н. Макарова [12], Г. Э. Давидовская [4], эти статьи отличаются обилием полезных рекомендаций для практической деятельности учителей истории. Авторы соглашаются, что этот прием способствует лучшему запоминанию визуальной информации, повышению

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=