#Ученичество

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2 24 1 2 3 Рис. 3. Круги Эйлера как графические средства классификации объектов в задании «Валентность химических элементов» Выявление оснований для классификации постепенно усложняется (табл. 3). Таблица 3 Варианты ответов к заданию «Валентность химических элементов» № Основания для классификации (значения валентности) Примеры элементов, которые могут быть отнесены и к первому, и второму подмножеству 1-е подмножество 2-е подмножество 1 I II Сu 2 I Переменные значения: III, Y Cl 3 Нечётные значения Чётные значения N При апробации заданий и анализе выполненных восьмиклассниками работ выявлено, что они более успешно сделали элементы заданий на предметную составляющую: указывали особенности применения различных видов химической посуды, приёмы безопасной работы в химической лаборатории и т. д. При выполнении заданий практически все испытуемые находили ответы на поставленные вопросы, подбирали иллюстрации по изучаемой теме, то есть показали владение данными предметными знаниями, или, при их дефиците, умение находить недостающую информацию. Метапредметные умения требуют дальнейшей работы по их формированию. Например, зачастую восьмиклассники приводят краткое описание изучаемых объектов, ограничиваясь отдельными примерами, без раскрытия важнейших взаимосвязей. Вероятно, можно говорить о недостаточной сформированности у них как познавательных, так и коммуникативных умений: учащиеся испытывают затруднения при выявлении логических связей, а также в изложении своих мыслей и устно, и письменно. При составлении плана испытуемые или ограничивались слишком кратким перечнем пунктов, или приводили длинные, но неструктурированные планы; сложного плана, с выделением пунктов и подпунктов, не было ни в одной работе (задание «Знакомство с химическим лабораторным оборудованием»). Встречающиеся в заданиях приёмы сравнения и классификации доступны для многих обучающихся в исследуемой группе. Так, в задании «Названия и обозначения химических элементов» в большинстве работ были указаны признаки классификации химических элементов по названиям и приведены свои примеры, соответствующие классификационному признаку, что подтвердило владение данными приёмами и обращение к информационным источникам, отражающим дополнительные сведения к учебнику. Развёрнутые ответы встречались в единичных случаях, например, описание дополнительных оснований для классификации химических элементов по происхождению названий: «1. По имени богов и героев легенд: ниобий − от греч. Ниобея (дочь Тантала); Тантал − имя героя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=