#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 8 стремились создать школу, способную воспитать «добрых, разумных, полезных и нравственно облагороженных членов общества» [5, с. 286]. Говоря об идейных предтечах подобных заведений, стоит отметить важную роль в их становлении немецкого писателя-моралиста Христиана Геллерта (1715– 1769). Будучи приверженцем бюргерских идеалов, он ставил задачу воспитания общества, привития ему известных идеалов разума, хорошего вкуса, простой полезности и добродетели [6, с. 208]. Просветительская концепция морали Геллерта, отвечавшая духу идей Просвещения, зиждилась на христианско-этическом фундаменте и преследовала социальную цель: образование индивида должно приносить пользу обществу [7, с. 101–102]. В немецком культурно-языковом пространстве середины – второй половины XVIII века популярность Геллерта как идеолога воспитания детей была огромной [8, с. 30; 7, с. 115–116]. Самым известным немецким филантропинумом стал пансион «вольнодумца из Альтоны» Иоганна Бернхарда Базедова (1724–1790), открытый в Дессау в 1774 году. Он представлял собой школу-интернат, рассчитанную на детей от шести до восемнадцати лет [9, с. 82]. Сам Базедов именовал свой филантропинум в Дессау «мастерской человеколюбия» [10, с. 3]. Воспитание юношества он обозначал как «не только одно из важнейших, но и одно из искуснейших дел» [там же, с. 4]. Базедов отдавал предпочтение обучению путём наглядности, практических занятий и самостоятельной деятельности питомцев [3, с. 106]. Примечательно, что мыслитель призывал отделять занятия светскими науками от религиозного знания, дабы принадлежащие к разным конфессиям юноши могли совместно изучать «человеческое» и «гражданское», в то время как на церковных занятиях получать беспристрастные сведения о различии религий и церквей, без «восхваления» таковых [10, с. 6–7]. Базедов рекомендовал резко сократить традиционный школьный материал, характерный для «латинской учёности», и увеличить объем преподавания «полезных» дисциплин – родного и современных иностранных языков, географии, истории, рисования и естествознания; знакомить учеников с ремесленными навыками и садоводством; организовать пешие походы и физическую подготовку детей. Мыслителем предполагалось изменение традиционных иерархических отношений между учителями и учениками в пользу идеализированной бюргерской семьи с благожелательными родителями и послушными детьми [3, с. 263–265]. Базедов был убеждён, что воспитание полезного и счастливого человека должно обеспечиваться единством интеллектуального, нравственного и физического воспитания при приоритете нравственного. Нравы следовало воспитывать, особое внимание уделяя «выработке таких личностных качеств, как честность, порядочность, ответственность, послушание, вежливость, скромность, смирение и уважительное отношение к окружающим». Среди средств, применяемых для нравственного становления личности, фигурировали беседы, убеждения, поучительные рассказы, положительный пример взрослого, а также – одно из ключевых средств по мысли Базедова – посильный для ребёнка физический труд [5, с. 286–287]. «Меньше слов и больше действий» – таков был лозунг Базедова [11, с. 20]. Воспитанники в филантропинуме Базедова подразделялись на три категории: академисты, проходившие подготовку для поступления в университеты и имевшие состоятельных родителей; педагогисты, дóлжные стать школьными учителями нового типа; фамулянты, дети бедных родителей, готовившиеся стать домашними учителями или гувернёрами [9, с. 82]. Филантропинум Базедова существовал с 1774 по 1793 год. Другие подобные заведения находились в Рекане близ города Бранденбурга (основатель – Ф. Э. фон Рохов), в швейцарском Маршлинсе (К. Ф. Бардт), в Шнепфентале близ Готы (Х. Г. Зальцманн). Достаточно долговечным из них оказалось лишь заведение в Шнепфентале [3, с. 266, 268, 320, 287].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=