#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 73 адресовали ребенка к образовательному процессу, а их говорящие имена не позволяли ему забыть о дидактизме ситуации. Однако зримый облик новых городов, созданных художниками, во всех случаях оказался фантастичнее, интереснее и причудливее. Несовпадение вербального и визуального пространства ярко демонстрирует большую свободу иллюстраций, их близость к сказке, воображению – детству. Сам факт появления волшебных городов в российских азбуках и букварях середины 1990-х гг. свидетельствует об определенной гуманизации и диверсификации образовательного процесса. Рядом с идеей города как олицетворения государства (а иногда и вместо нее), в одном пространстве с Москвой, Новгородом, Ярославлем, Самарой и др. в пособиях для обучения грамоте возникли вымышленные миры. Фантастические городские локации – город Грибов, город Рассуждайчиков и др. – сущностно отличались от привычных столичных сюжетов (Кремль, мавзолей, Красная площадь). Анализ показал, что чаще этот прорыв был результатом работы художников, а не авторов текстов. Литературный канон оказался устойчивее к веяньям времени. Конечно, отчасти это обусловлено рамками методического оснащения букваря, но тем не менее вполне можно говорить о приоритете визуального ряда учебника в процессе его «освобождения» от жесткого дидактизма уходящей советской эпохи. Литература 1. Андрианова Т. М., Андрианова И. Л. Букварь. Самара: Федоров: Учеб. лит., 2003. 116 с. 2. Андрианова Т. М. Букварь: 1 класс: учебник. М.: АСТ: Астрель, 2011. 111 с. 3. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А.Ф. Азбука: для четырехлетней начальной школы. 6-е изд. М.: Просвещение, 1991. 191 с. 4. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1999. 271 с. 5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. 2-е изд. Самара: Федоров, 2001. 108 с. 6. Букварь: (Программа развивающего обучения) / В. В. Репкин [и др.]; худож. П. М. Репринцев. Томск: Пеленг, 1999. 224 с. 7. Русская азбука: учебник для 1 кл. трехлетней и четырехлетней нач. шк. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1999. 239 с. 8. Эльконин Д. Б. Букварь: учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы. В 2 ч. М.: Просвещение, 2003. Ч. 1: В стране слов. 63 с.; Ч. 2: Город букв. 176 с. 9. Эльконин Д. Б. Букварь: пробный учебник для четырехлетней начальной школы / худож. А. Чижиков. М.: Просвещение, 1992. 256 с. 10. Ahier J. Industry, Children and the Nation: Analysis of National Identity in School Textbooks. London: Falmer Press Ltd, 1988. 215 p. 11. Bezrogov B. G. City images as presented in elementary schoolbooks in the mid-19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193 ‒ 213. URL: https://tsput.ru/fb//hum/2020/№1(33)/193/index.html . 12. Education Space and Urban Planning: Education as a Component of the City / ed. A. Million, A. J. Heinrich, T. Coelen; Technische Universität Berlin (TUBerlin). Springer, 2017. 347 p. 13. Elson R. M. Guardians Tradition: American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln: University of Nebraska Press, 1966 (paperback 1964). 424 p. 14. Nordeborg M. The "Good Child" and Nation-Building in Japan: The First Japanese Primary School Reader. Göteborg: University of Gothenburg, 2007. 180 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=