#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 70 Рис. 5. Эльконин Д. Б. Букварь. М., 1991. Форзац. Как визуальный образ Город букв был создан художником А. Чижиковым, но сама идея принадлежала Д. Б. Эльконину: так названа 2-я часть пособия, и это название сохраняется от издания к изданию. Город меняет облик под пером и кистью разных художников, но неизменно присутствует. Например, на форзаце издания 2003 г. все дома имеют форму букв, с разбросом архитектурного стиля от барокко до конструктивизма [8]. В пособии Д. Б. Эльконина город лишь встречает читателя, затем все действие разворачивается вне какой-либо связи с городскими локациями. Однако в конце букварной части появляется карта-схема: это визуальное обобщение всех типов букв, помогающее запомнить и понять их основные функции и взаимосвязи. На схеме – район Гласных, улицы Глухих и Звонких, переулок Непарных, тупик Беззвучных и т. д. В разных изданиях художественное оформление схемы существенно менялось: это и стилизация под детский рисунок, и средневековый свиток или вымпел и т. д. Но схема обязательно есть и представляет собой не столько отсылку к городу на форзаце, сколько самостоятельный элемент дидактического материала. Город А. Чижикова – визуально интересный, это самостоятельный нарратив, с пейзажами, героями и сюжетами, которые хочется рассматривать подолгу, в других изданиях букваря город сугубо функционален, это именно иллюстрация, подчиненная общим задачам учебника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=