#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 7 Основание Московского университета в 1755 году и приглашение профессоров- иностранцев (прежде всего немцев) интенсифицировало развитие культурных связей Европы и России. Рассмотрение характерных для немецкого культурно-языкового пространства педагогических явлений и их адаптации на русской почве через деятельность культуртрегеров имеет важное значение для постижения эпохи Просвещения в России второй половины XVIII века. Целью статьи является изучение частного профессорского пансиона И. М. Шадена в свете влияния на его деятельность идей немецкого филантропизма. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:  рассмотреть идею филантропинума, изучить её воплощение на примере заведения И. Б. Базедова;  рассмотреть частный пансион как педагогическое явление в России XVIII века на примере учреждения И. М. Шадена;  провести сопоставление пансионов И. Б. Базедова и И. М. Шадена. Согласно этимологическому словарю М. Фасмера слово «пансион» пришло в русский язык в XVIII веке через немецкое Pension или французское pension, произошедшее в свою очередь от латинского pensio («платёж, доля») [1, с. 198]. По данным «Этимологического словаря русского языка» слово было заимствовано из французского языка в Петровскую эпоху; первоначальное латинское pensio произошло от глагола pendere («платить»), поэтому «пансион» буквально обозначал «платное воспитательно-учебное учреждение» [2]. Пансион как единое пространство жизни и обучения детей появился и развивался в разных европейских странах: Франции, Англии, землях Священной Римской империи. В России идея частного пансиона была образцово воплощена немецким учёным Иоганном Маттиасом Шаденом (1731–1797), прибывшим в 1756 г. на службу в Московский университет. Его педагогические взгляды сложились в образовательных реалиях Германии середины XVIII века, потому в рамках нашего исследования логично обратиться к опыту пансионов, основанных прогрессивными немецкими мыслителями-филантропами, – филантропинумов (Philanthropinum). Идея филантропинума. Пансион И. Б. Базедова Следует отметить, что на немецкое Просвещение существенное влияние оказала религия, многие деятели вышли именно из церковно-теологической среды или же были тесно связаны с ней. Потому уместно вести речь о «благочестивом» Просвещении [3, с. 160], в рамках которого ключевое значение имела оценка человеческой нравственности: «Нравственный поступок стоит … даже выше, чем истинное познание» [4, с. 155–156].Среди выходцев из церковно-теологической среды или её знатоков оказалось немало тех, кто внёс значительный вклад в становление филантропинумов: теолог и писатель Х. Ф. Геллерт, профессор теологии И. А. Крамер, пробывший некоторое время профессором теологии И. Б. Базедов, теолог из Брауншвейга И. Г. Кампе (являвшийся сотрудником Базедова в его филантропинуме), священник Х. Г. Зальцманн и др. [3, с. 161–162]. Согласно «Справочнику по истории немецкого образования» филантропинумы задумывались как «образцовые школы педагогического Просвещения» [3, с. 106]. Их создание служило своего рода ответом на несоответствие немецких школ второй половины XVIII в. новым общественным запросам. Зарождению педагогической программы филантропинумов во многом способствовали работы Дж. Локка, Х.Ф. Геллерта, И. А. Крамера и М. Элерса. В духе эпохи Просвещения в филантропинуме отстаивалась гармония «природы, школы и жизни», что должно было соответствовать детству, юношеству и взрослой жизни; культивировалась любовь к человечеству и религиозная толерантность; предполагался охват «благовоспитанных сословий» и части просвещённого дворянства [там же, с. 262–263]. Филантрописты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=