#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 66 Братец Лис) 7 . Далее на страницах учебника мы всюду видим тот же город – узнаваемый и разный. Художник последовательно приближает к нам кусочки панорамы – и помогает во всех подробностях рассмотреть любимые места волшебного города. Нет ни одного отступления от этого правила: даже если за окном у героя лишь малюсенький кусочек пейзажа, сомневаться не приходится – мы находимся в том же городе. Первая «приближенная» локация – школа [1, с. 3]. Абсолютно точно художник переносит сюда фрагмент обложки, укрупняет его и наполняет подробностями. Сюжет обретает новых действующих лиц – бабушку и малышей, радостно провожающих старших братьев и сестер в школу. На пороге несколько искусственным приглашающим жестом детей встречает молодая улыбающаяся учительница с большим букетом 8 . Отметим, что общее настроение иллюстрации иное, чем у сопутствующего текста: в нем идет речь, о том, что «с теплым летом расставаться грустно нам с тобою», но «колокольчик зазвенел звонкий и веселый» [1, с. 3]. На рисунке ни одной ноты грусти нет. Чтобы разместить всех героев, художнику пришлось пожертвовать красивым зеленым домом рядом со школой, но в целом пространство точно такое же, каким мы его видели на обложке с высоты птичьего полета. Следующий наш взгляд на город – с балкона одного из домов чуть наискосок от школы. Нам открываются новые подробности: оказывается, в городе есть речка, а на другом ее берегу – деревня или слобода (русские бревенчатые домики и купола православного храма довольно странно смотрятся рядом с «европейским» пейзажем высокого «городского» берега). Текст на странице очень симпатичный: Вот соседи по этажу. Каждый вечер на них гляжу. Вот соседи в доме моем: Во дворе мы всех узнаем. А на улицах шум и говор: Это полный соседей город. А за городом – вся страна: Вся соседями населена. А. Кондратьев [1, с. 4]. Город становится обжитым и близким, понятным ребенку в этом движении от ближних соседей к дальним, от одних хороших людей – к другим 9 . Узнаваемые дома, фонари и крыши, – все это мы видим в букваре еще не раз: за окном детской, фоном уличных сцен (работа дворника, переход проезжей части под 7 Обозначим два важных и интересных наблюдения В. Г. Безрогова. Во-первых, подобная композиция обложки существенно и сущностно отличается от предшествующей советской традиции. Теперь ребенку транслируется идея о том, что «чтение важно не само по себе, но как средство, как инструмент, операционное умение, ведущее к власти над миром, как частным, так и публичным. В советское время ты обязан учиться, сел за парту и читай! Теперь чтение тебе важно самому, чтобы лететь над миром, быть выше него». Во-вторых, эта иллюстрация создает впечатление индивидуальности и обособленности ребенка в познавательном процессе: «В овладении (совершенствовании) им [умением читать] в школе ты не вместе с другими детьми, ты рядом с ними, но – один. Даже Вини-Пух и тот одинок на ковре-букваре». На обложке каждый из детей смотрит в свою сторону и занят своим делом: рисует, разговаривает с Котом или Кроликом, но не друг с другом. На титульной странице букваря помещена пустая рама картины, рядом с ней – карандаши, краски и фотоаппарат: явное приглашение хозяину книги поместить сюда свой личный портрет. 8 Интересно, что на с. 38 та же женщина изображена в кругу семьи, в роли мамы героини стихотворения. Она разливает чай своим домочадцам, расположившимся за круглым столом. Очень непривычный для букваря посыл: учительница – тоже человек, да еще одновременно выполняющий в отношении одного и того же ребенка разные социальные роли. На с. 49 она опять учительница Анна Ивановна, обсуждающая с ребятами (и с дочкой?) любимые стихи. 9 Отметим, что соседняя на развороте страница посвящена теме «Наша Родина – Россия» с гербом, флагом и изображениями народов Севера, Юга и Востока (но не Запада). «Союз нерушимый республик свободных» – комментирует этот иллюстративный ряд В. Г. Безрогов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=