#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 64 Mushrooms, etc. The analysis showed that the appearance of a magical city in the primer is more often the result of the work of the artist, and not the author of the text. If the verbal and visual narratives did not match, in all cases the illustrations were more “free”, fantasy-like and interesting in terms of representing the urban space in them. The novelty of the author's approach lies in the combination of historical analysis with the methods of visual studies. As a result , the article reveals the priority of the visual range of the textbook in the process of “liberation” from the rigid didacticism of the Soviet era. Keywords: textbook, primer, ABC book, city, town, didactic function, text, visuals © Ромашина Е. Ю., 2022 © Romashina Е., 2022 Город как особая тема появился в текстах и иллюстрациях российских азбук и букварей в 1860–70-х гг. [11]. Однако примерно до середины 1920-х гг. «рустицизм» оставался преобладающей дидактической идеей пособий для первоначального обучения грамоте [10; 13–15]. Позднее процессы индустриализации, массовой миграции и стремительного увеличения численности городского населения привели к расширению и нарастанию тенденций урбанизма на страницах школьных учебников [12]. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего XX столетия, букварь преображался не только с точки зрения его внешнего облика, но и в методическом отношении: к началу XXI века пространство города стало выполнять в учебнике иные функции, реализовывать принципиально новые образовательные задачи. Мы рассмотрим один из сюжетов, непосредственно связанный с этой темой, в российских азбуках и букварях 1990 – 2000-х гг. – волшебный город. Традиционно (в XVIII–XX вв.) город как концепт, как обобщенное экономическое, социально-политическое и культурное явление довольно редко был представлен на страницах российских, а потом и советских учебников. Гораздо чаще это был конкретный город, в абсолютном большинстве случаев – Москва как символ государственности, национальной идентичности, концентрации самой «идеи» городской жизни. Еще в начале 1990-х гг. это было именно так, и фотография (!) Красной площади встречала начинающего читателя на первом же развороте «Азбуки» В. Г. Горецкого [3, с. 4–5]. Но к концу десятилетия ситуация кардинальным образом изменилась. Из 24 проанализированных нами учебников, изданных в интервале 1991–2003 гг., в пяти темы города не оказалось совсем, в пятнадцати Москва, Новгород, Ярославль и другие «настоящие» географические объекты соседствуют с неким «городом вообще», а в четырех учебниках действие разворачивается в фантазийном городском пространстве, без единого упоминания реальных локаций. Мы остановим свое внимание на последнем варианте. Наиболее подробно рассмотрим «Букварь» Т. М. и И. Л. Андриановых, полностью выстроенный в визуальном пространстве волшебного города художника Марины Губской [1]. Также обратимся к учебникам, где фантастический город присутствует, хотя и не играет решающей роли в текстовых и иллюстративных сюжетах [3–9]. Букварь заслуженного учителя РФ Таисии Михайловны Андриановой выдержал целый ряд переизданий и в настоящий момент входит в состав комплекта пособий «Планета знаний». Учебник не раз перерабатывался автором, существенно менял и свой облик. Рисунки М. Губской иллюстрировали издания 2002, 2003, 2005 гг., мы будем говорить именно о них 6 . 6 Экземпляр учебника, рассмотренный мною de visu, находился в коллекции В. Г. Безрогова (1959–2019). Книга содержит множество маргиналий, выполненных рукой Виталия Григорьевича. В целом они посвящены иной теме (гендер и семейные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=