#Ученичество
| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 63 #Ученичество. 2022. Вып. 1. С. 63 ‒ 74. #Apprenticeship. 2022. Issue 1. P. 63 ‒ 74. Научная статья УДК 372.416(470) ВОЛШЕБНЫЕ ГОРОДА В РОССИЙСКИХ АЗБУКАХ И БУКВАРЯХ РУБЕЖА СТОЛЕТИЙ (1991–2003) 5 Аннотация. Цель исследования – выявление особенностей презентации городского пространства в российских азбуках и букварях рубежа XX–XXI вв. Проанализированы 24 учебника, изданные в интервале 1991–2003 гг., определены новые тенденции представления в них темы «город». Общая гуманизация и диверсификация образовательного процесса в российской школе того времени привели к вытеснению из букварей идеи города как олицетворения государства. Наряду с реальными городами (Новгород, Ярославль, Самара и т. д.) в пособиях появились «волшебные» города. Названия и дидактические функции некоторых из них были непосредственно связаны с процессом обучения грамоте – Букваринск, город Книгочеев и т. п.; но встречались и сугубо фантастические локации – город Грибов и др. Анализ показал, что появление в букваре волшебного города – чаще результат работы художника, а не автора текста. При несовпадении вербального и визуального нарративов во всех случаях иллюстрации более «свободны», фантазийны и интересны с точки зрения представления в них городского пространства. Новизна авторского подхода заключается в сочетании историко- педагогического анализа с методами visual studies. В результате исследования выявлен приоритет визуального ряда учебника в процессе его «освобождения» от жесткого дидактизма советской эпохи. Ключевые слова: учебник, букварь, азбука, город, дидактическая функция, текст, визуальный ряд. Scientific Article UDC 372. 416(470) MAGIC CITIES IN THE RUSSIAN PRIMERS AT THE TURN OF THE CENTURIES (1991-2003) Abstract. The purpose of the study is to identify the features of the presentation of urban space in Russian alphabets and primers at the turn of the 20th-21st centuries. The article analyses 24 textbooks published between 1991 and 2003 and identifies new trends in the representation of the topic "city" in them. The general humanization and diversification of education in the Russian school of that time led to the displacement of the idea of the city as the personification of the state from the primers. Along with real cities (Novgorod, Yaroslavl, Samara, etc.), “magic cities” appeared in the manuals. The names and didactic functions of some of themwere directly related to the process of teaching literacy – Bukvarinsk (lit. “ABC-city”), the City of Book Lovers, etc.; but there were also purely fantastic locations – the City of 5 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246. Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Ekaterina Romashina Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=