#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 61 живописное расположение персонажей на картинке, микродинамики, столь свойственной «Лесной газете», в хрестоматии нет. Выявленные особенности хрестоматизации произведений В. Бианки не являются оригинальными по отношению именно к ним. На примере Бианки мы продемонстрировали известные приемы сокращения художественного текста для включения его в хрестоматию. Однако если в целом взглянуть на зообеллетристику 1920-х гг. (прежде всего на новаторство зообеллетристики Бианки) и ее хрестоматизацию в те же годы и затем в 1930-е, заметно, насколько хрестоматия невосприимчива к текущим нарративным экспериментам и мировоззренческим сдвигам, стоящим за ними. Инерция хрестоматизации произведений для начального обучения чтению проявляется прежде всего в редуцировании тех элементов, которые контрастируют со сложившимся «образом» хрестоматийного текста. С точки зрения составителей хрестоматии, прежде всего, это линейное повествование с одним-двумя персонажами, лишенное конкретных деталей описание места и времени действия, отсутствие указаний на прототипы событий и их очевидцев. Опираясь на это представление об учебном тексте, авторы хрестоматий сокращают в текстах Бианки описательные детали, разреживают количество персонажей, генерализируют события и в конечном итоге трансформируют и нарративную специфику (аннигиляция нарратора и монтажных принципов композиции), и авторские идейные интенции. Нормализация и стабилизация нарратива о природе в хрестоматиях может интерпретироваться как охранительная стратегия образования как такового. Тем не менее особенно заметно это вмешательство не в линейные нарративы в духе О. Перовской или М. Пришвина, а при использовании экспериментальных опытов авангардистов – таких, как Виталий Бианки. Литература 1. Алексеева А. В., Беляков Н. Д., Орлова В. Г., Флеров О. В. Ребята-октябрята: Книга после букваря для 1-го года обучения в городской школе: Обществоведение. Естествознание. М.: Моучгиз, 1932. 96 с. 2. Бианки В. В. Чей нос лучше? Пг.; М.: Радуга, 1924. 16 c. 3. Бианки В. В. Лесная газета. М.; Л.: Госиздат, 1929. 192 c. 4. В новой школе: книга для работы во второй группе городской школы / сост. Е. Е. Соловьева [и др.]. М.; Л.: Госиздат, 1929. 383 с. 5. Васильев Г. П. В родном краю: рабочая книга для 3-го года обучения. М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. 399 с. 6. Венгров Н., Осмоловский Н. Мы в школе: книга вторая для работы в школах Сибири. Новониколаевск: Сибкрайиздат, 1924. 158 c. 7. Власов А. Воробушки // Мурзилка. 1924. № 3. С. 12. 8. Зеленый шум: хрестоматия для трудовой школы: второй год / сост. Е. Е. Соловьева [и др.]. М.; Л.: Госиздат, 1925. 388 c. 9. К новой жизни: рабочая книга для второго года обучения городской и фабрично- заводской школы I ступени / И. И. Лесневский [и др.]. М.: Работник просв., 1930. 295 c. 10. Канарская А., Фарафонтова Т. Прочитай и расскажи: пособие по рассказыванию в младших группах школы I ступени. В 6 кн. М.: Работник просвещения, 1927. 11. Лопатин П. Моя поездка на Волховстрой. М.: Молодая гвардия, 1925. 42 c. 12. Маслинская С. Г. Зообеллетристика начала ХХ в.: авангард и педагогика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 136–150.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=