#Ученичество

| #Ученичество 2022.Выпуск 1 | #Apprenticeship 2022. Issue 1 60 В 1920-е гг. интенсивно развивалось юннатское движение, в основе которого лежали прежде всего методы наблюдения за миром природы, во вторую очередь – опытные производства. В этом контексте натуралистическая проза В. Бианки выглядела весьма новаторской и вполне современной, отвечала на запросы на естественнонаучное просвещение детей и привитие идей невмешательства в природный мир и стороннего его созерцания. Не случайно в отзывах на книжки писателя подчеркивалось, для «юннатов – активных наблюдателей природы» [Яхонтов, 1929, с. 49] произведения Бианки – важнейшее подспорье в формировании навыка всматривания в природу. Однако при помещении произведений Бианки в книги для чтения это их полезное свойство редуцировалось, будучи изъятым из нарративного целого. Так происходит с текстом «Первая телеграмма из лесу» из «Лесной газеты» [Бианки, 1929, с. 13], включенным в хрестоматию Е. Я. Фортунатовой [Фортунатова, 1933, с. 72]. Бианки, 1929 г. Фортунатова, 1933 г. Прилетели стаи грачей. Весна началась. Родились первые зверята. У лосей и козуль отрастают новые рога. Волки, лисицы, зайцы, белки, куницы начали перекрашиваться в летние цвета. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Ждем скворцов и жаворонков. Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели. Дежурим, сообщим о его выходе. Струйки тающего снега собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы куют лед. Прилетели стаи грачей. В лесу запели чижи, синицы и корольки. Ждем скворцов и жаворонков. Струйки талого снега собираются подо льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы сковывают лед. Самка-ворона снесла первое яйцо. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нем не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон. Вода выступает на лед. Снег рушится, а глухари токуют, дятлы барабанят. Медведь еще спит. При общем сохранении «телеграммного стиля письма» значимы отличия. У Бианки – дробные визуальные образы (стаи грачей, детеныши, перечисление животных, меняющих окраску) создают с одной стороны густонаселенность леса животными, а с другой – за визуальным образом следуют звуки (трели разных птиц). Затем вводятся рассказчики и одновременно наблюдатели ( «мы отыскали» – спец. корреспонденты, указанные в заголовке у Бианки). Они – активные участники наблюдения за медведем. В финале зарисовки дана общая погодная характеристика неживой природы. У Фортунатовой при переработке сохраняются только упоминания птиц, описание неживой природы помещены в середину текста. Не сохранена последовательность вид-звук-вид/звук . В сокращенном виде вставлен фрагмент другого текста Бианки – «Первое яйцо» – о вороне и ее первом зимнем птенце. В финале сообщается о спящем медведе, информация о нем дается вне присутствия наблюдателя как любое внешнее по отношению к объекту наблюдения энциклопедическое знание. Мир зимней природы и ее обитателей в изложении Фортунатовой нормализован, рассказчик видит меньше животных и птиц (чтобы не рассеивать внимание читателя), особенности его восприятия (сначала увидел, потом услышал) никак не передаются, нет интериоризации (такую картину можно увидеть и из окна, а то, что медведь зимой спит, и так рассказчику известно, искать его в снегу не надо). Таким образом, то, что является новаторством монтажного натуралистического письма Бианки, в хрестоматии устраняется, выпрямляется и приобретает целостность. Такое видение лишено стыков и разрывов, оно демонстрирует

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=